Как решить вопрос с 54-ФЗ и начать жить
Нам в шутку посоветовали ввести плату за комментарии. Мы задумались над этим всерьёз.
В конце 2013 года журналист Злата Николаева написала нам ироничную колонку о том, что было бы неплохо брать с пользователей плату за возможность комментировать. Это было шуткой, но мы задумались. В 2014 году особенно мощно рос паблик в vk.com, и читатели, приходившие оттуда на наш сайт, комментировали, как принято в VK: коротко, эмоционально, иногда жестоко, часто бессодержательно. Кроме того, как и другим медиа, нам досаждали странные боты. Тогда мы вспомнили про идею Златы и решили попробовать.
ЮKassa была логичным решением. На тот момент её уже год использовали ребята в одном из наших проектов Spark.ru — тогда они продавали поднятие вакансий. Менеджер Спарка Андрей Загоруйко перечислял преимущества ЮKassa перед другими агрегаторами: бренд, простота подключения, простая интеграция и низкая комиссия.
Для разработчиков важны были документация и логичность API — у ЮKassa с этим всё хорошо: понятно, что нужно сделать, чтобы интеграция заработала. Проблем с API у нас ни разу не было, а это заметно ускоряет разработку.
С API у ЮKassa всё хорошо: понятно, что нужно сделать, чтобы интеграция заработала
Когда мы сделали комментарии платными, нам говорили, что люди перестанут их писать. Но нет, не перестали — наоборот, дискуссии стали содержательнее и интереснее. Сейчас клубный аккаунт, с которого можно писать посты и комментировать, стоит 75 рублей в месяц. Такую подписку регулярно покупают примерно две тысячи человек. Это не очень много, по сравнению с изданиями, у которых есть Paywall, но тоже заметно.
А поскольку мы принимаем платежи, в июле нас тоже коснулась проблема пресловутого 54-ФЗ: в этом году всех обязали мгновенно отправлять данные о каждой покупке в налоговую. Мы потратили время на заключение договора с оператором фискальных данных, аренду онлайн-кассы, но технически реализовали всё с ЮKassa за один день. Научились формировать массив с названием и ценой покупки, email пользователя и отправлять это в ЮKassa после каждого платежа.
Нас тоже коснулась проблема 54-ФЗ, но мы решили её за один день.
Мы сотрудничаем уже четыре года, в планах много новых совместных проектов. Например, внедрить отложенные платежи — когда на карте будет блокироваться предоплата за услуги, но деньги будут списываться только после того, как контент пройдё т модерацию. Если модерация не будет пройдена, мы вернём деньги клиенту. В будущем собираемся подключить рекуррентные платежи, чтобы ввести автоподписку. Очень удобно, что всё это можно делать в рамках работы с одним агрегатором.