«Дикая Сибирь» онлайн: от местного производства до продаж по всей России
При упоминании Сибири у многих в воображении возникают тайга и ее лесные богатства. Нашего партнера и владельца мануфактуры «Дикая Сибирь» они вдохновили на проект, который формирует бережное отношение к природе этого региона и дает возможность любому жителю России попробовать натуральные продукты, насыщенные витаминами.
Как «подружить» местное производство и онлайн-продажи, преодолеть сложные времена и поддержать локальный бизнес, нам рассказал создатель мануфактуры Александр Деев.
Инвестиции в природу
Пять лет назад Александр Деев начал развивать в Иркутске пожарное добровольчество. Ежегодные лесные пожары в Сибири выжигают миллионы гектаров с пищевыми растениями, лекарственными травами, полезными плодами, поэтому основной упор в своей инициативе Александр делал на предотвращение возгораний. Чтобы вовлечь в проект больше единомышленников, в 2017 году Александр решил использовать экономическую мотивацию.
Мне пришла мысль, что нужно вовлекать местных жителей в тему защиты и охраны леса. Так в октябре 2018 года был запущен проект «Дикая Сибирь». Наша мануфактура сама не занимается сбором дикоросов — мы закупаем сырье у местного населения и у предприятий, занимающихся заготовкой. При этом сборщики дикоросов могут стать главными гражданскими защитниками леса, так как они заинтересованы в ежегодном урожае, который может дать только здоровая природа.
Идея Александра нашла отклик у частных инвесторов — на старте они вложили в проект почти 3 миллиона рублей, а после запуска он получил заем в таком же размере для оборотных средств.
После успешного старта Александр не расслаблялся — и начал развивать мануфактуру со ставкой на местные производственные мощности и ресурсы. Компания организовала мобильный пункт приема ягод в одном из поселков Иркутской области; все сырье, которое используется в работе, заготавливается на территории Сибири. Таким образом удалось создать универсальный продукт, востребованный не только на локальном уровне, а по всей стране.
Ягодные пюре можно использовать в различных блюдах и напитках, а в охлажденном состоянии перевозить на большие расстояния с минимальными затратами, к тому же их удобно хранить дома. Мы стали первым в России производителем охлажденных пюре из лесных ягод, до этого такой продукт был только в замороженном виде.
С самого начала «Дикая Сибирь» совмещала онлайн- и офлайн-продажи. Товары бренда успешно продавались в одном из местных интернет-магазинов, поставлялись через дистрибьюторов в рестораны, гостиницы и кафе, пользовались спросом у туристов. Но события этого года внесли коррективы и в историю сибирской мануфактуры.
Из-за массового локдауна туристический сезон так и не стартовал, а все заведения общепита в Иркутске были закрыты. Александр признается — выручка в первом квартале упала на 70% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Сложности не вывели мануфактуру из строя: за две недели команда запустила интернет-магазин.
Нам пришлось перестроить свою бизнес-модель. Раньше мы работали только с юридическими лицами, а теперь со всеми покупателями через интернет-магазин. Это позволило оптимизировать процесс обработки заказов. Доставку поручили курьерским службам и транспортным компаниям. Для доставки по Иркутску пользуемся услугами партнеров сервиса «Яндекс.Такси»: среднее время от создания до получения заказа клиентом составляет 45 минут.
Вместе с командой Такси ЮKassa помогает интернет-магазинам любого размера наладить процесс доставки и охватить ту часть покупателей, которая привыкла платить при получении товара. Водители-курьеры партнеров сервиса доставляют заказы, а клиент оплачивает товар при получении по специальной ссылке в своем смартфоне. За подключение услуги можно получить бонусы на доставку для бизнеса
Основные клиенты «Дикой Сибири» — приверженцы правильного и здорового питания. Несмотря на непростые времена, Александр планирует расширять ассортимент и добавлять продукты для разных сегментов покупателей, растить конверсию в заказы в партнерских каналах и увеличивать охват аудитории. В этом мануфактуре помогла бесплатная программа ЮMoney по поддержке малого и среднего бизнеса.
Я хотел узнать, что нового у ЮKassa для партнеров в условиях самоизоляции, изучал сайт и увидел акционные предложения для малого бизнеса. Написал запрос на участие и разместил предложения для покупателей на платформе. Получил результат: трафик прирастал на 50-100 человек ежедневно, практически с первых дней пошли новые заказы.
Для приема платежей «Дикая Сибирь» также использует ЮKassa — Александр отмечает универсальность способов оплаты для клиентов и удобную интеграцию с платформой интернет-магазина.
В планах у сибирской мануфактуры — расширить присутствие на крупных онлайн-площадках по стране и выйти на международный уровень, усилив производственные мощности.
Я бы рекомендовал коллегам из малого бизнеса в свой портфель товаров добавить продукцию первой необходимости. Это позволит не останавливать бизнес даже в сложное время. После снятия ограничений предполагаю развитие вендинговой торговли, рост розничных сетей с минимальной площадью магазинов 5-10 м2 на одну точку. Считаю, что наличие у таких сетей полноценных онлайн-магазинов станет обязательным фактором их развития в будущем.
Мы желаем команде «Дикой Сибири» удачи!