Маркировка воды

Рассказываем, что это такое маркировка, кто её контролирует, каковы требования закона, какая вода подлежит маркировке, как правильно организовать этот процесс в новых условиях и какие санкции ждут нарушителей.

Зачем нужна маркировка упакованной питьевой, детской и другой воды

Маркировка подразумевает нанесение на упаковку продукции специального двухмерного кода — Data Matrix. Это делается для того, чтобы отслеживать движение продукции — начиная от производителя и заканчивая конечным потребителем. Маркирование продукции несёт пользу всем участников отрасли: производителям, импортёрам, розничным продавцам и конечным потребителям.

Плюсы для потребителей
Плюсы для производителей, импортёров, оптовиков
Плюсы для розничных магазинов и торговых сетей
Благодаря системе маркировки покупатели могут быть уверены, что купили оригинальный товар и что он попал к ним законным путём
Маркировочные коды помогают автоматизировать отгрузку товара и ввод его в оборот, уменьшают количество возвратов
Продавцы уверены в подлинности товара, который продают. Также кодировки автоматизируют приёмку товаров и вывод их из оборота

Кто и как контролирует маркировку бутилированной воды

Проектом по маркированию воды и другой продукции занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). ЦРПТ создал «Честный знак» — систему мониторинга, с помощью которой можно контролировать оборот и вывод из оборота маркированной продукции. Система генерирует уникальные коды Data Matrix, которые производители покупают и используют для маркировки своей продукции.

Чтобы контролировать передвижение продукции, «Честный знак» интегрировался в следующие структуры:

  • в систему электронного документооборота (ЭДО);
  • в базы операторов фискальных данных (ОФД).

ОФД и ЭДО получают информацию о том, что тот или иной продавец купил или продал маркированную продукцию. При покупке и продаже участники используют электронный документооборот и универсальные передаточные документы (УПД). УПД и до маркировки использовались в ЭДО, но теперь они дополнены специальным полем для кодов Data Matrix. Розничный продавец при продаже покупателям выводит коды товаров из оборота. Это происходит автоматически, когда онлайн-касса продавца формирует кассовый чек и передаёт его через интернет оператору фискальных данных.

Информация из ЭДО и ОФД подтягивается и обрабатывается системой «Честный знак», поэтому система знает о передвижении всех товаров.

По закону ИП не обязаны использовать ЭДО, но если они торгуют маркированной продукцией, то без электронного документооборота им не обойтись. Помимо ЭДО, такому продавцу обязательно иметь зарегистрированную в ФНС онлайн-кассу и договор с ОФД.

Чтобы зарегистрироваться в системе «Честный знак», участнику нужно оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на руководителя организации или ИП. Сертификаты электронных подписей выдают аккредитованные удостоверяющие центры, расположенные по всей России. Если у ИП или организации уже есть УКЭП, можно использовать её. Далее необходимо зарегистрироваться в системе мониторинга на сайте ЦРПТ. Для этого нажмите кнопку «Зарегистрироваться» и следуйте подсказкам системы. После регистрации внесите описание продукции в каталог маркированных товаров через личный кабинет или программный интерфейс API, а также закажите и оплатите коды маркировки.

Как происходит процесс маркировки

Стоимость одного кода — 60 копеек (включая НДС). Цена установлена правительством, поэтому ЦРПТ не может её ни понизить, ни повысить. Производители или перекупщики покупают эти коды оптом и наносят на упаковку.

Если этикетированием занимается производитель, то он перестраивает свою производственную линию. Здесь есть варианты: делать это в типографии, где изготавливается упаковка для продукции, или непосредственно на производстве. Если на предприятии используются линии с выпуском продукции до 1200 единиц в час, можно ограничиться настольным термотрансферным принтером начального класса, маркируя продукцию вручную. Если же нужны большие мощности, то потребуется автоматизированное решение.

Если товар маркирует перекупщик, например при импорте из-за границы, то он организует маркировочный пункт на иностранном предприятии или недалеко от таможни. Товар должен быть маркирован ещё до ввоза на территорию Россию.

Помимо оборудования для маркировки, производителю или перекупщику понадобится техническое зрение. Оно необходимо для обнаружения и классификации объектов, а также для проверки читаемости кодов после нанесения маркировки. Ещё нужен 2D-сканер для считывания маркировочных кодов при продаже.

Какая вода подлежит маркировке

Перечень видов воды, которые нужно маркировать, утверждён постановлением Правительства РФ от 31 мая 2021 года № 841. Для определения видов воды постановление предлагает использовать два классификатора:

  1. Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза — ТН ВЭД.
  2. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности — ОКПД 2.

Согласно этим классификаторам и тексту постановления маркировке подлежат следующие виды упакованной воды:

Питьевая; Минеральная природная или искусственная; Газированная; Купажированная газированная и негазированная; Для детского питания
Коды по ОКПД 2 — 11.07.11.110, 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140, 11.07.11.150, 10.86.10.310; Коды по ТН ВЭД — 2201, 2201 10, 2201 90 000 0

Если говорить простыми словами, маркировать нужно только минеральные, природные или искусственные воды в упаковке. Продукция с сахаром или любыми другими подсластителями, а также вкусовыми или ароматическими добавками маркировке не подлежит.

Также от маркировки освобождается упакованная вода при следующих обстоятельствах:

  1. Экспорт и транзит. Вода, предназначенная для экспорта или проходящая через территорию России в режиме транзита.
  2. Рекламные образцы. Продукция, импортируемая в Россию в качестве образцов и не предназначенная для продажи.
  3. Специфическое использование. Продукция для целей, не связанных с розничной или оптовой торговлей, например для проведения испытаний или использования в производственных процессах.
  4. Хранение у производителя. Вода, остающаяся на хранении у производителя и не предназначенная для продажи.
  5. Лёд и снег. Уникальные виды воды, полученные путём оттаивания льда или снега. 6.Личное использование. Вода, завезённая физическим лицом из-за рубежа для личного использования.
  6. Магазины беспошлинной торговли. Продукция, продаваемая в магазинах беспошлинной торговли.

Как вводилась маркировка упакованной воды

Внедрение маркировки проводится поэтапно. Сначала правительство запускает эксперимент, в течение которого крупные производители перестраивают свои производственные линии, а продавцы внедряют считывающие системы в свой оборот. Так проверяется готовность отрасли изменяться под новые условия. Если эксперимент завершается удачно, правительство разрабатывает и публикует план по внедрению Data Matrix для всех остальных участников отрасли.

Эксперимент по маркированию бутилированной воды был завершён 1 июня 2021 года, после чего правительство определило следующие этапы:

  1. С 1 сентября 2021 года становится обязательной регистрация в системе маркировки для импортёров, производителей, логистов, оптовиков и розницы.
  2. С 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для минеральных вод.
  3. С 1 марта 2022 года маркировка становится обязательной для всех прочих категорий воды.
  4. С 1 сентября 2022 года вводится новый порядок онлайн-передачи данных в систему маркировки, где будет фиксироваться вся розничная торговля.
  5. С 1 ноября 2022 года вводится объёмно-сортовой учёт. С этой даты в электронном документе необходимо указывать код товара и его количество, но можно не указывать индивидуальный код единиц товаров.
  6. С 1 марта 2023 года все продавцы, включая общепит, сканируют маркировку на кассе при продаже конечному потребителю.
  7. С 1 декабря 2023 года общепит, образовательные учреждения, детские сады и больницы, которые закупают бутилированную воду для собственных нужд, передают сведения о выводе товара из оборота через личный кабинет системы «Честный знак».
  8. С 1 марта 2025 года вводится поэкземплярный учёт упаковок воды. Это значит, что все участники оборота упакованной воды должны указывать в УПД код каждой единицы товара, передавая эти данные контрагентам и в систему «Честный знак».

Как общепиту выводить маркированную воду из оборота

В 2023 году маркировка воды в России касается не только розничных магазинов, но и заведений общепита. В них уже поступает вода с маркировкой, и возникают вопросы:

  • как общепиту принимать такой товар от поставщика по новым правилам?
  • как выводить маркированную продукцию из оборота?

Если бутылка воды просто продаётся на кассе в упакованном виде, то данные о продаже и выводе товара из оборота автоматически попадают в систему «Честный знак» через оператора фискальных данных. Другая ситуация, если эта же вода будет использоваться для приготовления напитков или блюд. В этом случае она не проходит через кассу, а значит, сведения о продаже автоматически не попадут в «Честный знак» через кассу и ОФД. Продавцу надо самостоятельно сообщить в систему маркировки, что он вывел воду из оборота. Для этого надо зайти в личный кабинет системы «Честный знак» и составить документ — акт вывода из оборота.

Если продавец продаёт маркированную продукцию в упаковке через кассу, то нужно подтвердить её приёмку у поставщика через ЭДО. Если эта вода будет использоваться не для продажи через кассу, а для приготовления блюд и напитков, то обязанность проводить приёмку через ЭДО у общепита возникает с 1 декабря 2023 года. Но если он принимает от поставщика воду и хотя бы небольшое её количество проводит через онлайн-кассу, то нужно принимать всю маркированную продукцию через ЭДО.

В 2023 году общепита касается объёмно-сортовой учёт. Это значит, что в «Честный знак» поступают данные не про каждую конкретную бутылку воды, а о партии, в которой выпустили эту продукцию. В этом основное отличие маркировки воды и молочной продукции от маркировки остальных товаров, где изначально ведётся поштучный учёт. Объёмно-сортовой учёт не накладывает на общепит и других продавцов каких-либо дополнительных обязательств.

Есть ли наказание за производство и торговлю упакованной водой без маркировки

Производство и продажа упакованной воды без маркировки, не попадающей под законные исключения, являются нарушением закона. За такие правонарушения предусмотрены штрафы, прописанные в статье 15.12 КоАП РФ.

  1. Если организация-производитель или индивидуальный предприниматель производит упакованную воду и вводит её в оборот без маркировки, это влечёт наложение административного штрафа: для юрлица в размере от 50 до 100 тыс. рублей, а для ИП — от 5 до 10 тыс. рублей. Немаркированную продукцию конфискуют.
  2. Если участник отрасли покупал для сбыта, продавал, хранил или перевозил немаркированный товар, ему грозит конфискация товара и штраф. Размер штрафа для граждан — от 2 до 4 тыс. рублей, для ИП — от 5 до 10 тыс. рублей, для юрлиц — от 50 до 300 тыс. рублей.

В статье 15.12.1 КоАП РФ указаны штрафы за несоблюдение сроков передачи данных в систему маркировки, а также предоставление неполных или недостоверных данных:

  1. Для ИП предупреждение или штраф от 1 до 10 тыс. рублей.
  2. Для юрлиц штраф от 50 до 100 тыс. рублей.

Помимо административной, за нарушение правил маркировки предусмотрена уголовная ответственность. Она касается правонарушений, совершённых в крупном или особо крупном размере, одним лицом или организованной группой лиц. Ответственность прописана в статье 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации:

  1. Если гражданин производит немаркированную продукцию или продукцию с поддельной маркировкой, либо приобретает её, хранит, перевозит в целях сбыта, ему грозит штраф до 300 тыс. рублей (либо иной штраф, равный доходу осуждённого за период до двух лет). Помимо штрафа, ему грозят принудительные работы до трёх лет либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в 80 тыс. рублей (либо иным штрафом, равным доходу осуждённого за период до шести месяцев).
  2. Если те же действия делает группа лиц по предварительному сговору, каждому из участников грозит штраф от 100 до 300 тыс. рублей (или иной штраф, равный доходу каждого осуждённого за период от года до трёх лет). Кроме штрафа, осуждённым грозят принудительные работы до четырёх лет либо лишение свободы до четырёх лет со штрафом до 100 тыс. рублей (или иной штраф, равный доходу каждого осуждённого за период до одного года).

Вышеперечисленные санкции УК РФ касались правонарушений в крупном размере. Но если суд определит, что правонарушения совершены в особо крупном размере, то штрафы и сроки увеличиваются.

Полезные предложения

5
<<<<<

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор