Как зарегистрировать бизнес

Минцифры РФ разработало сервис, позволяющий регистрировать бизнес онлайн, подавая заявление с соблюдением всех требований. Сделать это можно самостоятельно на сайте налоговой службы (ФНС), портале «Госуслуги» или обратившись в коммерческие банки, которые предлагают эту возможность.

Кому подойдёт онлайн-регистрация

Сейчас у каждого предпринимателя есть два способа подачи документов: лично в ФНС или через интернет с электронной ую цифровойую подписью (ЭЦП).

Перед тем как выбрать способ, нужно просчитать, какой вариант будет выгоднее. Если самому идти в налоговую, нужно оплатить госпошлину:

  • ИП — 800 руб.,
  • ООО — 4000 руб.

Если выбрать дистанционный способ, то госпошлины нет, но отправить документы можно только с помощью ЭЦП.

Если её нет, придётся оформить и приобрести USB-токен (защищённая сертифицированная флешка), потратив около 2 тыс. руб. Бесплатное создание подписи есть у некоторых банков. Чаще всего эта услуга доступна только их клиентам, то есть придётся открывать счёт.

Для ИП выгоднее обратиться в налоговую лично, потому что ЭЦП почти наверняка понадобится для работы в дальнейшем, значит всё равно придётся её покупать. Подпись точно понадобится для онлайн-кассы или участия в госзакупках. Также будет удобнее взаимодействовать с госорганами: получать различные уведомления, услуги, сдавать отчётность, получать лицензии, разрешения и т. д.

При подаче документов на регистрацию ООО электронным способом, ЭЦП должен оформить каждый учредитель. Но если их больше двух–трёх, то эти затраты превысят госпошлину.

Есть ещё один способ зарегистрировать бизнес удалённо и бесплатно — в приложении «Госключ». В этом случае не нужен USB-токен. Вся информация хранится в приложении. Регистрация организации проходит без посещения налоговойго органа и без бумажных документов.

Понадобится:

  • подтверждённая учётная запись на «Госуслугах»,
  • приложение «Госключ»,
  • смартфон с модулем NFC (таким телефономточно есть, если можно платить в магазинах, поднося его телефон к терминалу),
  • идентификация — по биометрическим данным или с помощью загранпаспорта нового поколения.

Как подать документы онлайн

Это можно сделать через государственные и коммерческие онлайн-сервисы. В таблице указана стоимость регистрации в зависимости от способа:

Способ подачи
Лично в ФНС
Сайт ФНС
Госуслуги
Банки
Приложение «Госключ»
Госпошлина
ИП 800 руб., ООО 4000 руб.
USB-токен для ЭЦП
около 2000 руб.
около 2000 руб.
может быть бесплатным, или около 2000 руб.
Аккаунт «Госуслуги»
бесплатно
бесплатно
Подготовка документов
бесплатно через ЮKassa, можно самому, но за подготовку документов посредники берут до 10 тыс. руб.
бесплатно через ЮKassa, можно самому, но за подготовку документов посредники берут до 10 тыс. руб.
бесплатно через ЮKassa, можно самому, но за подготовку документов посредники берут до 10 тыс. руб.
бесплатно
бесплатно через ЮKassa, можно самому, но за подготовку документов посредники берут до 10 тыс. руб.
Загран. паспорт нового поколения или биометрия
бесплатно

Как получить ЭЦП

Электронная подпись — это аналог привычной ручной подписи в цифровом формате. Она нужна для заверения электронных документов и подтверждения действий. Например, для передачи отчётности в налоговую.

Подпись можно получить двумя способами:

  • лично в Удостоверяющих центрах (УЦ) ФНС или в доверенных специализированных компаниях и банках (список аккредитованных есть на сайте Минцифры);
  • удалённо через приложение «Госключ».

Для оформления подписи понадобится:

  1. Устройство-носитель — USB-токен, похож на флешку. На него записывается код подписи и программа шифрования. Поддерживаются только сертифицированные USB-носители. Можно приобрести в интернет-магазинах.
  2. Программное обеспечение. Для создания и использования ЭЦП на компьютере должна быть установлена программа криптографической защиты. Самая распространённая — КриптоПро. Программа платная, но есть бесплатный тестовый период 90 дней.

Как подготовить документы

Ошибки при оформлении могут привести к тому, что в регистрации бизнеса будет отказано. Документы придётся дорабатывать и подавать вновь. Это отнимает время, а уплаченная госпошлина не возвращается.

Имеют значениея любые ошибки, в том числе опечатки или описки. Современные программы помогают всё сделать правильно, подсвечивают поля для заполнения, найденные опечатки. Тем не менее, нужно внимательно заполнять паспортные данные, СНИЛС, другие персональные сведения.

Сложности, которые могут возникнуть при подготовке документов, чаще всего связаны с решениями правового характера. Например, выбор типового устава, подходящего налогового режима, кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) и т. д. Разобраться самостоятельно бывает трудно.

Например, ФНС предлагает 36 вариантов утверждённых типовых уставов. Изучить их и подготовить можно в интерактивной форме, заполняя специальные формы и отвечая нае вопросы системы. Это поможет сэкономить время.

При выборе ОКВЭД у новичка также могут возникнуть затруднения. Определить верный код важно, так как вести деятельность не в соответствии с заявленными видами незаконно. Кроме того, могут возникнуть проблемы с налоговой, можно лишиться господдержки. В период пандемии предприниматели получали целевую помощь именно по коду ОКВЭД.

Онлайн-сервисы упрощают процесс, но, если задача регистрации бизнеса стоит впервые, нет времени вникать в тонкости, можно воспользоваться услугами профессионалов, тем более это бесплатно. Сервис ЮKassa поможет подготовить документы и в 5-дневный срок их доставит. Достаточно просто оставить заявку и получить консультацию специалиста.

Список необходимых документов

Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), понадобится заявление по форме Р11001 и паспорт. Для регистрации ООО пакет документов более широкий:

  • заявление о регистрации организации по форме Р11001;
  • решение учредителя о создании общества, если он один, либо протокол общего собрания учредителей;
  • устав;
  • подтверждение юридического адреса.

Ещё можно приложить заявление о выборе упрощённой системы налогообложения (УСН).

Разобраться в учредительных документах бывает сложно, особенно если участников несколько. В таком случае типовой устав, разработанный ФНС, может не подойти. Чтобы зафиксировать все правила принятия решений и разрешения споров, нужно разрабатывать пункты устава самостоятельно или с помощью юристов.

Отслеживание результатов заявления

Срок регистрации составляет 3 рабочих дня. День подачи заявления не считается. Если выбраны типовые документы, то всё может пройти в течение одного дня.

Необходимо следить за электронной почтой, включая папки со спамом, чтобы не пропустить уведомления о процессе регистрации.

Выбор системы налогообложения, регистрация онлайн-кассы

Регистрация бизнеса — несложный процесс, но требует времени и знаний. Чтобы быстро начать работу, можно обратиться к специалистам ЮKassa. Они бесплатно подготовят документы, а также помогут выбрать систему налогообложения, банк, настроят облачную кассу.

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор