Как продавать БАДы

Если вы собираетесь продавать БАДы, то лучше разобраться в том, как государство борется с фальсификатом, а также обманом потребителей. Меры, разработанные в России, включают в себя ответственность розничных продавцов.

Нормативная база по обороту БАД

Несмотря на то, что биологически активные добавки часто продаются в аптеках и способствуют поддержанию здоровья, лекарствами они не являются.

Евразийский экономический союз, в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения, относит БАДы к пищевой продукции.

Это значит, что производители БАДов в этих странах не обязаны проводить клинические и доклинические исследования своей продукции и иметь лицензию, достаточно лишь пройти гигиеническую экспертизу на безопасность.

Правила производства, хранения, транспортировки, маркировки, реализации и утилизации пищевой продукции и БАДов в странах ЕАЭС едины и опираются на два основополагающих технических регламента:

Розничная продажа биодобавок в России регламентирована СанПиН 2.3.2.1290-03.

Добровольная сертификация БАД

Техническим регламентом ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части её маркировки» допускается указывать на этикетке дополнительную информацию об особенных свойствах пищевой продукции. Например, о месте происхождения, пищевой ценности, составе и иных отличительных признаках.

При этом позиция государства такова — если бизнес заявляет, что пищевая добавка обладает уникальными свойствами и является БАДом, он должен это доказать. Для этого существует система добровольной сертификации.

Она создана при участии Роспотребнадзора и в настоящее время состоит из двух органов по сертификации:

Именно в этих центрах получили сертификацию такие известные производители препаратов, как «Эвалар», «Уралбиофарм», «Алтайвитамины» и т. д.

В задачи центров по сертификации входит:

  • проверка заявленных свойств продукции, а также оценка ее эффективности;
  • защита прав потребителей БАДов.

В процессе сертификации проводят клинические исследования конкретных биологически активных добавок, получают научные данные о свойствах их ингредиентов.

Можно выделить несколько групп продукции, которые традиционно относят к БАДам:

  • витамины;
  • минералы;
  • аминокислоты;
  • незаменимые жирные кислоты — полиненасыщенные, насыщенные и мононенасыщенные;
  • различные комплексы или отдельные компоненты растительного или животного происхождения.

БАДами также называют иммуностимуляторы, ферменты, продукцию пчеловодства и прочее.

В результате успешных исследований экспертный совет разрешает производителю нанести на упаковку дополнительные сведения о действии БАДов, рекламировать их, а также утверждает инструкции по их применению.

Все БАДы, прошедшие сертификацию, маркируются специальным знаком соответствия.

Проверить подлинность сертификатов можно с помощью реестров на сайте Роспотребнадзора.

Государственный контроль оборота биологически активных добавок

Система добровольной сертификации БАД является эффективным барьером для проникновения в розничную торговую сеть опасных препаратов.

Государственный надзор этим не ограничивается и включает различные меры по выявлению и изъятию из оборота продуктов и БАДов, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) фальсифицированных.

Больше всего нарушений выявляется в несоответствии информации на этикетке со свидетельством о государственной регистрации БАД. Например, производители не полностью или неверно указывают состав пищевой добавки, область ее применения, не размещают информацию о противопоказаниях. Другими словами, предоставляют заведомо ложную информацию.

В связи с массовыми нарушениями в дистанционной торговле крупнейшие маркетплейсы запретили продавать БАДы на своих площадках без подтверждения подлинности свидетельства о госрегистрации. Товар допускается к продаже только после того, как будет пройдена верификация СГР в реестрах Роспотребнадзора.

Маркировка БАД

Для снижения объема контрафакта с 1 сентября 2023 года стартует обязательная маркировка биологически активных добавок к пище. На каждую товарную единицу будут наносить специальный цифровой код Data Matrix, по которому товар можно будет идентифицировать в ГИС «Честный знак». Там будут храниться все сведения о действиях с товаром — от момента производства до продажи конечному потребителю.

Маркировка позволяет практически полностью вытеснить подделки с рынка БАДов. Попасть таким товарам в торговую цепочку практически невозможно — данные оцифрованы, охватывают весь рынок, и любые события передаются в систему в режиме онлайн.

Рассмотрим, как работать с маркированными товарами подробнее.

Правила маркировки утверждены Постановлением Правительства России № 886.

С 1 октября 2023 года в России запрещается ввод в оборот БАДов без нанесенного кода Data Matrix.

Требование действует для всех участников рынка пищевых добавок — производителей, поставщиков или импортеров и розничных продавцов. Ряд исключений сохранится для продукции, произведенной и поступившей в продажу до вступления в силу новых требований.

Рынок становится прозрачным не только для контролирующих органов. Каждый покупатель может проверить происхождение товара в приложении «Честный знак» в своем смартфоне. Таким образом, цифровая марка — это гарантия того, что покупатель приобретает легальную безопасную продукцию с подверженной пользой и эффективностью.

Если выяснится, что товар не зарегистрирован в системе «Честный знак», покупатель может сообщить о нарушении прямо в приложении.

Итак, сроки запуска маркировки БАД в розничной торговле:

  • с 1 сентября 2023 года все участники регистрируются в системе «Честный знак»;
  • с 1 октября 2023 года в систему начинают вводить сведения обо всех БАДах, поступающих в продажу;
  • с 1 марта 2024 года становится обязательной передача сведений о выводе из оборота каждой единицы продукции;
  • с 1 мая 2024 года — передача сведений об обороте (объемно-сортовой учет);
  • с 1 сентября 2025 года — полная прослеживаемость (поштучный учет).

БАДы, подлежащие маркировке

Система маркировки касается продукции с кодами ТН ВЭД ЕАЭС.

ВЭД ЕАЭС — это единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

В опубликованной ТН ВЭД ЕАЭС отражена ситуация на текущий момент (ставки пошлин, особенности процедуры таможенного оформления и др.). При изменении таможенного законодательства в части ТН ВЭД ЕАЭС, в коды оперативно вносятся необходимые поправки.

Полный список БАДов, которые нужно маркировать, определяет Постановление Правительства РФ № 886.

Как подготовиться к торговле БАДами

Маркировка охватила уже большое количество товарных групп. Принцип и схема работы для всех товаров одинакова:

  1. Производитель или импортер заказывает коды DataMatrix, маркирует продукцию и вносит сведения в систему. С этого момента, пока товар находится на рынке, каждое его перемещение прослеживается.
  2. Передача товара от одного владельца другому происходит с помощью электронного документооборота (ЭДО). Отправитель формирует в «Честном знаке» передаточный документ — электронную накладную, а получатель принимает товар и подтверждает поступление продукции.
  3. Розничный магазин или аптека при приемке сканируют товар, сверяют коды на упаковках и в накладной. Кассир сканирует и продает товар — информация о продаже передается в «Честный знак».

Таким образом, для работы с маркированным товаром магазину нужны программы для учёта товара и передачи информации в «Честный знак», а также оборудование для считывания марок.

Чек-лист поможет в подготовке торговой точки:

Шаг 1. Оформите ЭЦП, если не успели сделать это раньше.

Шаг 2. Заключите договор с оператором фискальных данных.

Шаг 3. Купите и установите онлайн-кассу.

Шаг 4. Зарегистрируйтесь в системе маркировки «Честный знак».

Шаг 5. Подключитесь к электронному документообороту. Инструкции есть на сайте «Честного знака».

Шаг 6. Интегрируйте кассовую программу для работы с «Честным знаком», другим программным обеспечением и оборудованием. Производитель кассы подскажет, как это сделать.

Шаг 7. Для считывания цифровых кодов DataMatrix купите и подключите 2D-сканер.

Штрафы за торговлю немаркированными товарами

Производить или продавать продукцию без маркировки (за исключением введенной в оборот до вступления в силу требований маркировки) запрещено. Это нарушение ч. 2 ст.15.12 КоАП РФ и Федерального закона № 204-ФЗ.

Штрафы за нарушения:

  • должностным лицам — от 5000 до 10 000 рублей с конфискацией продукции;
  • юридическим лицам — от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией товара.

За продажу, хранение и перевозку продукции без передачи сведений в «Честный знак» накладываются взыскания:

  • физическим лицам — от 2000 до 4000 рублей;
  • должностным лицам — от 5000 до 10 000 рублей;
  • юридическим лицам — от 50 000 до 300 000 рублей.

Также недопустимо нарушать правила маркировки, например:

  • допускать неточности или ошибки в указании кода товара в кассовом чеке;
  • указывать неполные или недостоверные сведения о товаре в коде Data Matrix.

Какие БАДы запрещено продавать

Перед тем как начать продавать БАД, убедитесь, что он не содержит психотропных, наркотических, сильнодействующих или ядовитых веществ.

Ввоз на территорию России этих веществ квалифицируется Уголовным кодексом как «Контрабанда сильнодействующих веществ» (ст. 226.1). Со списком запрещённых веществ на территории России можно ознакомиться в Приложении № 7 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

Наказание за это преступление — от трех до семи лет лишения свободы и штраф до миллиона рублей.

Ответственность за торговлю поддельными БАДами

Контроль за оборотом БАД осуществляет Роспотребнадзор. За торговлю фальсифицированными препаратами последует административное наказание в соответствии с ч. 1 ст. 6.33 КоАП. При этом штраф составит:

  • для должностных лиц и ИП — от 100 000 до 600 000 рублей;
  • для юридических лиц — от одного до пяти миллионов рублей.

Если торговля осуществлялась через интернет, то правонарушение будет проходить по ч. 3 ст. 6.33 КоАП, а штрафы составят:

  • для должностных лиц и ИП — от 150 000 до 600 000 рублей;
  • для юрлиц — от двух до шести миллионов рублей.

В обоих случаях возможен запрет на осуществление деятельности сроком до 90 дней.

За большие партии фальсификата предусмотрена уголовная ответственность и наказание в виде принудительных работ на срок от трех до пять лет и штраф до двух миллионов рублей (или в размере дохода за определенный период ― от шести месяцев до двух лет).

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор