Как оформить возврат алкоголя через ЕГАИС
ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система, в которой розничные магазины и заведения общепита передают данные об операциях с алкоголем. Этот сервис позволяет Росалкогольрегулированию (ФСРАР) контролировать оборот спиртного в режиме онлайн — с помощью онлайн-касс. Если поставщик привез в магазин, кафе или бар некачественную алкогольную продукцию или перепутал количество товара, некондицию или излишки можно вернуть обратно. Зафиксировать отправку бутылок или банок назад нужно в ЕГАИС. Рассказываем, в каких случаях возможен возврат и как правильно отменить некачественную поставку.
Требования к обороту алкогольной продукции изложены в Федеральном законе № 171-ФЗ от 22.11.1995. Этот документ обязывает магазины, торгующие в розницу, и заведения общественного питания фиксировать возврат алкоголя поставщикам. Вернуть можно как некачественный товар, так и непроданный. Продавец имеет право отправить обратно даже тот товар, который уже принят в магазине со склада.
Какую продукцию и в каких случаях можно вернуть:
- Бракованный товар или алкоголь в поврежденных бутылках, банках.
- Продукцию с испорченными, нечитаемыми акцизными марками.
- Излишки спиртного (если на склад прислали товара больше, чем заказали).
- Непроданный алкоголь при закрытии розничной точки или заведения общепита (при согласии поставщика на возврат).
Кроме этого, возврат можно делать при несоблюдении контрагентом условий подписанного договора о поставке, срыве сроков, предоставлении недостоверной информации о товаре или несовпадении заявленного количества.
Оформить возврат алкоголя через ЕГАИС розничные магазины и заведения общепита могут без каких-либо штрафов. Это не будет расцениваться как поставка алкоголя от одной организации другой, поэтому лицензия не потребуется. Необходимо лишь правильно оформить возвратную товарно-транспортную накладную и товарную накладную по форме ТОРГ-12 в двух экземплярах. Поставщик может отказать в приемке товара при некорректно заполненных документах.Возврату и обмену через систему ЕГАИС подлежит только алкогольная продукция ненадлежащего качества. Пример: в поставке оказалось просроченное пиво или вино в бракованной бутылке. Отказать в возврате такого товара и перечислении покупателю денежных средств поставщик по закону не может.
Для оформления возврата предпринимателю или компании нужно выполнить ряд действий:
- Проверить, числится ли некачественный или лишний товар на оптовом регистре или регистре 1. Именно здесь фиксируют остатки — они уменьшатся при продаже алкоголя, оформлении возврата поставщику или перемещении в торговый зал. Если товар уже находится в торговом зале, то есть на регистре 2, нужно оформить его перемещение из торгового зала на склад и дождаться регистрации документа в системе.
- Сформировать возвратную товарно-транспортную накладную, выбрав подлежащую возврату продукцию по справкам А и Б. Указать в накладной, какое количество товара будет отправлено обратно, причину возврата, адрес и реквизиты грузополучателя. Крепкий алкоголь нужно отсканировать и заполнить все выпавшие поля, включая цену.
- Зарегистрировать документ в ЕГАИС и получить ответ от системы (тикет), что накладная принята и отправлена поставщику. При наличии ошибок придет отрицательный тикет и алкоголь не спишется со склада.
- Дождаться списания товара в ЕГАИС — после этого нужное количество переместится в виртуальный резерв.
- Получить ответ поставщика. При согласии на возврат он должен принять накладную, тогда упаковки уйдут к нему на склад. В этот момент розничный магазин или заведение общественного питания увидит в системе, что документ ушел в архив. Поставщик также должен оформить приходную накладную и указать в ней, какая именно продукция ему вернулась.
- Оформить на партионную продукцию дополнительно торговую накладную по форме ТОРГ-12 для перемещения этого вида товара.
Если возврат не будет принят поставщиком, в системе появится новый статус — «Получатель отклонил накладную». В этом случае нужно связаться с контрагентом и уточнить причину отказа и порядок дальнейших действий.
Отказать в приеме возвратной накладной могут при неправильном заполнении документов на обратную отправку товара. Однако основные нюансы поставки продукции, в том числе и возможности его возврата, определяет договор. Заключать его нужно при заказе алкоголя у контрагента. Обе стороны могут руководствоваться условиями документа при появлении разногласий.
Российское законодательство требует, чтобы вся информация об обороте спиртосодержащей продукции отражалась в ЕГАИС, в том числе операции по возврату излишков или некачественных партий поставщику. Обратная отправка алкоголя контрагенту должна сопровождаться оформлением возвратной накладной. Заполнить этот документ нужно в системе, а затем отправить его поставщику и дождаться принятия. Списание товара со склада предприятия розничной торговли произойдет автоматически, а сама накладная уйдет в архив.