Что такое регистры в ЕГАИС

ЕГАИС — это полная база данных об алкоголе, находящемся в стране. Учитывая, что часть алкогольной продукции маркируется, а часть еще нет, участники рынка испытывают в работе трудности. Выяснилось, что вести учет маркированных и немаркированных товаров удобнее раздельно, поэтому данные об алкогольной продукции в системе ЕГАИС стали разносить по разным спискам.

В статье более подробно о том, как работать в ЕГАИС.

Неучтенный алкоголь. Ответственность за несоблюдение правил оборота алкоголя

ЕГАИС создавалась для того, чтобы сделать рынок алкоголя прозрачным. Это обеспечивается полной прослеживаемостью товаров от производителя до конечного покупателя, поэтому одной из главных задач продавцов — вести тщательный учет продукции и корректно отражать остатки в базе ЕГАИС. Другими словами, фактические остатки алкоголя должны совпадать с данными ЕГАИС.

Правовая база по торговому обороту алкоголя — Федеральный закон № 171-ФЗ от 22.11.1995. За нарушение требований закона предусмотрены штрафы с конфискацией товара:

  • до 15 000 рублей для сотрудников торговых организаций;
  • до 200 000 рублей — для юридических лиц.

За продажу алкоголя, информации о котором нет в ЕГАИС, — лишение лицензии.

Алкокоды. Как учитывается товар в накладных ЕГАИС

Сейчас производители и импортеры перед тем, как вывести на рынок новый продукт, обязаны присваивать ему 19-значные алкокоды — наборы цифр, в котором зашифрована информация о производителе, литраже, крепости, сырье и других характеристиках. Например, условный Сидр яблочный «Янтарный», 0,2 л., крепостью 5% мог бы иметь код 0000000000073528096.

Код соответствует не только определенному напитку, но и литражу, а также производителю. Если такой же сидр будет выпущен в бутылке объемом 0,5 л — код будет другой, если одинаковый сидр производят два завода — каждый присвоит напитку свой код.

Контроль остатков. Зачем нужны регистры ЕГАИС

Учет крепкого алкоголя ведется поштучный. Каждая бутылка, кроме алкокода, имеет уникальную маркировку — акцизную или федеральную специальную марку (ФСМ). Кассир сканирует штрихкод бутылки, и она автоматически выбывает из оборота ЕГАИС и магазина.

С пивом и слабоалкогольными напитками сложнее. Пока поштучный учет внедрен не полностью, возникает путаница.

Например, одно и то же шампанское «Игривое», произведенное на разных заводах, будет выглядеть одинаково, но иметь разные алкокоды. То есть магазин оказывается в ситуации, когда имеет внешне идентичные бутылки от разных поставщиков, при этом при продаже он должен верно определить, с какой партией поступил товар, чтобы выбрать алкокод для списания. На практике выполнить требование законодательства оказалось проблематично.

Те продавцы, которые пытались вести учет максимально точно, хранили разные партии таких товаров отдельно, наклеивали на них свои штрихкоды. Но глобально это не решало проблему. При продаже бутылки было очень просто ошибиться с поставщиком или партией, поэтому принцип прослеживаемости не выполнялся.

Чтобы организовать корректный учет слабоалкогольных напитков, в ЕГАИС разделили учет маркированных и немаркированных напитков. Создали так называемые регистры — списки для раздельного учета.

Новые правила. Как работать с регистрами ЕГАИС

Регистр № 1. Это общий список всей алкогольной продукции, поступившей в магазин. Весь новый товар попадает сюда. Регистр № 1 нередко называют виртуальным складом. Отсюда производят все списания, возвраты и т. д.

Сюда алкоголь принимают по электронным накладным и считают его не поштучно, а по общему количеству в поставке.

Вместе с накладной продавцы получают справки А и Б:

  • справку А делает производитель или импортер. Он сообщает всю информацию о товаре — название напитка, дата розлива, литраж;
  • справка Б формируется системой ЕГАИС при отгрузке товара покупателю. Здесь содержится информация об отгруженной партии.

Регистр № 2. Это список товаров, который создан для учета немаркированного пива и слабоалкогольной продукции. Те продавцы, которые не хотят следить за тем, из какой партии конкретная бутылка пива, переносят немаркированный товар сюда. Списание проданного товара происходит по алкокодам, без разнесения по производителям, поставщикам или партиям.

Регистр № 2 еще называют виртуальным магазином. Перемещение сюда немаркированного товара происходит на основании актов.

Регистр № 3. Это не виртуальный склад или магазин, а просто реестр акцизных и федеральных специальных марок бутылок, которые вошли в партию товара. В регистре № 1 хранить информацию о каждой бутылке неудобно, поэтому ее вынесли сюда.

Регистр № 3 не вовлечен в процессы оборота, здесь нельзя делать списания или проверять остатки. Это место, где можно проверить номер марки конкретной бутылки и уточнить, с какой партией и от какого поставщика эта бутылка поступила в магазин.

Важно. В связи с распространением помарочного учета на пиво и слабоалкогольную продукцию, второй регистр утрачивает актуальность. 1 июня 2024 года завершается внедрение маркировки на слабоалкогольную продукцию. С этого дня будет вестись полный помарочный учет пива и слабоалкогольных напитков.

При этом уже с 5 июля 2023 года введен запрет на перемещение немаркированного алкоголя в регистр № 2. Все списания — маркированного и немаркированного алкоголя — необходимо производить через регистр № 1.

Полезные предложения

5
<<<<<

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор