Автоматизация учёта розничной торговли
Сотрудникам розничных и оптовых магазинов приходится ежедневно решать множество рутинных задач. Нужно отследить остатки, заказать недостающие позиции у поставщика, оприходовать новые товары, отметить перемещение продукции со склада в торговый зал. Одна ошибка, и вот уже при инвентаризации обнаруживается пересортица, а контрагенты выписывают штрафы за несоблюдение условий договора.
Исключить вероятность просчётов поможет автоматизация магазина. Современная товароучётная система позволит держать всё под контролем и экономить время на решении повседневных вопросов.
С помощью специальной программы можно:
- проконтролировать перемещение товаров;
- спрогнозировать спрос на отдельные позиции;
- провести инвентаризацию остатков;
- запланировать закупку продукции;
- проанализировать цены;
- сформировать отчёт по продажам.
Система автоматизации помогает навести порядок в работе. В магазинах, использующих подобный софт, снижается уровень краж и пересортиц, увеличивается число клиентов, растёт прибыль.
Для персонала тоже много плюсов. Сокращается время на приёмку и отгрузку товара, у кассы меньше очередей.
Для компаний с разветвлённой системой магазинов и филиалов дополнительным преимуществом станет электронный документооборот (ЭДО). Можно отправлять документы в головной офис за пару кликов, а получать подписанные бумаги обратно в течение нескольких минут.
С помощью сервиса ЭДО ЮKassa можно не только обмениваться накладными и актами с другими офисами, но и сдавать отчёты в налоговую и в другие государственные органы. Документы, подписанные цифровой подписью, имеют такую же юридическую силу, как бумажные оригиналы.
Даже если вы с недоверием относитесь к современным цифровым продуктам и предпочитаете вести учёт в магазине вручную, без автоматизации всё равно не обойтись.
Магазины обязаны использовать в работе онлайн-кассу. Исключение составляют несколько категорий бизнеса:
- самозанятые;
- ИП, торгующие газетами и журналами;
- предприниматели, реализующие продукцию с рук;
- частные мастера, занимающиеся ремонтом обуви и изготовлением ключей.
Полный перечень компаний, имеющих право работать без контрольно кассовой техники (ККТ), указан в законе 54-ФЗ.
Получается, первый шаг к автоматизации торговой точки — установка онлайн-кассы. Современные устройства мгновенно пробивают чек при получении денег от клиента и отправляют информацию о продаже оператору фискальных данных (ОФД). Тот, в свою очередь, передаёт сведения в налоговую. То есть процесс полностью автоматизирован.
Для перевода рутинных задач в цифровой формат надо сделать следующий шаг — выбрать подходящую программу. Но нужно учесть:
- количество торговых точек,
- наличие или отсутствие складов,
- форматы магазинов.
Потом остаётся приобрести оборудование. Для полноценной работы понадобятся сканер штрихкодов, принтер для печати этикеток, смарт-терминал с кассовой программой.
Сначала надо определиться, какая степень автоматизации нужна: частичная или полная. В первом случае в цифровой формат перейдёт лишь часть рабочих процессов, например, учёт продукции на складе или аналитика продаж.
Во втором — софт будет участвовать во всех бизнес-процессах, начиная с формирования прейскуранта и заканчивая отчётом по выручке.
Сейчас популярны следующие программы для автоматизации торговли:
- «1С: Комплексная автоматизация» в облаке. Подходит для планирования, маркетинга, закупок, продаж, хранения. Можно контролировать эффективность работы и принимать верные управленческие решения.
- «Мой склад». Управление закупками и продажами, контроль финансов, ведение учёта товаров, печать документов. Подходит для розничных и оптовых магазинов.
- СБИС. Сотрудникам даже не придётся проходить обучение. Интерфейс сервиса прост и интуитивно понятен. Предусмотрены разные виды отчётности, статистика прибыльности и рентабельности.
Если торговля ведётся ещё и в онлайне, можно выбрать программу, которую легко интегрировать с интернет-магазином. При работе с маркированными товарами (обувь, лекарства, сигареты, алкоголь) софт должен поддерживать системы ЕГАИС, «Честный знак», «Меркурий».
Для получения доступа к программе достаточно оставить заявку на сайте компании-разработчика и дождаться ответа. После оплаты выбранного тарифа придут инструкции с дальнейшими действиями.
Даже если в торговой точке небольшой ассортимент и невысокая проходимость, автоматизация поможет наладить эффективную работу без привлечения дополнительных сотрудников.
Для розничных магазинов требуется минимальный набор оборудования: онлайн-касса со встроенным фискальным накопителем, сканер штрихкодов. Больше не придётся записывать поступления и продажи вручную. Программа всё посчитает сама.
В оптовой торговле, как правило, большие остатки на складах и высокие обороты. Нужно часто заказывать у поставщиков товар и отгружать солидные партии продукции покупателям.
Можно подключить подходящий софт и объединить основные бизнес-процессы в одном месте. Затем следить за отгрузкой, складскими остатками, сроками годности.
Для оптового магазина подойдёт ПО с расширенными функциями, чтобы вести учёт продукции не только в торговом зале, но и на складе. Необходимое оборудование: сканеры штрихкодов, терминалы сбора данных, электронные весы.
Преимущества явные:
- Электронный документооборот экономит время. Подписывать договоры, акты, накладные можно в один клик.
- Аналитические отчёты позволяют взглянуть на положение дел под разным углом. Можно изучать обороты по разным периодам, сравнивать прибыль, мониторить движение цен. Постоянный доступ к актуальным данным.
- Работа в торговом зале идёт без нарушений и ошибок. Сканеры, электронные весы, терминалы сбора данных облегчают процесс приёмки и продажи товара.
Товароучётные сервисы настроены так, чтобы быстро применять скидки и программы лояльности. Можно настроить систему по своему усмотрению, а клиенты будут получать скидки и бонусы за покупки.
Автоматизация учёта торговли подходит для любого магазина: продуктового супермаркета, мебельного салона, аптеки, модного бутика. Специальные программы помогают избежать ошибок в работе и экономят время сотрудников. Выбор программы зависит от масштабов бизнеса, количества торговых объектов, специфики продукции.