Все о маркировке велосипедов и велосипедных рам
Система национальной маркировки «Честный знак» была введена в России для снижения объема контрафакта на рынке и защиты потребителей от покупки некачественных или поддельных товаров. Нанесение специальных кодов Data Matrix постепенно становится обязательным для разных товарных групп. Для велосипедов и велосипедных рам маркировка станет обязательной уже 1 сентября 2024 года. С этой даты все участники оборота должны будут зарегистрироваться в системе мониторинга, а производители — начать наносить этикетки с кодами на товар и правильно вводить их в оборот.
Какие именно виды велотоваров понадобится маркировать производителям, импортерам и какие дальнейшие этапы введения обязательной маркировки ждут поставщиков и продавцов?
В последние годы на рынке спорттоваров в России наблюдается заметное повышение спроса. Объемы продаж велосипедов увеличились — например, за первые четыре месяца 2023 года россияне купили на 170% больше велотоваров по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, в том числе онлайн. Хотя такую продукцию редко подделывают, контролировать ее оборот необходимо из-за высокой доли импортных товаров на российском рынке. Система маркировки поможет свести к минимуму серый импорт, предоставить больше возможностей для работы честным поставщикам и продавцам.
Обязательная маркировка предполагает нанесение на упаковку матричных кодов Data Matrix. В этих идентификационных знаках зашифрована информация о производителе, дате выпуска изделия и другие данные. Маркировать нужно будет не только готовые велосипеды, но и рамы, потому что многие производители используют такие конструкции для сборки изделий, а не изготавливают их самостоятельно.
Введение обязательной маркировки для велосипедов было намечено на март 2023 года. Об этом говорилось в распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Однако позже сроки начала обязательной маркировки перенесли. Также был пересмотрен перечень товаров, на которые нужно наносить цифровые коды. Полный список велотоваров с кодами ТН ВЭД, которые требуют обязательной маркировки, указан в новом документе — распоряжении Правительства РФ от 15.12.2020 № 3322-р.
Эксперимент по нанесению двумерных матричных кодов идентификации на велосипеды и велосипедные рамы стартовал осенью 2019 года. Он был запущен по инициативе правительства и крупных производителей и импортеров. Добровольное участие в эксперименте завершилось 31 мая 2020 года, всего за это время промаркировали около 55 тысяч велорам и велосипедов.
Начать регистрироваться в системе мониторинга «Честный знак» участникам оборота было предложено с июня 2020 года. Обязательной же маркировка велосипедов и велосипедных рам становится 1 сентября 2024 года. С этой даты начнется обязательная регистрация участников оборота в системе. А производители и импортеры должны начать наносить знаки идентификации на продукцию, передавать сведения о введении товара в оборот в «Честный знак».
Дальнейшие указания по работе с маркированной спортивной продукцией прописаны в постановлении Правительства РФ от 23.05.2024 №645.
- Нереализованные запасы велосипедов и велосипедных рам, которые были произведены в России или ввезены из-за рубежа, можно продавать без маркировки до конца февраля 2025 года. Также до этого срока участники рынка вправе промаркировать остатки.
- Таможенным органам будет запрещен выпуск немаркированных велотоваров для внутреннего рынка или реимпорта с ноября 2024 года.
- Импортеры должны промаркировать изделия, ввезенные на территорию России до сентября 2024 года или выпущенные таможней до ноября 2024 года, сообщить об их вводе в оборот в «Честный знак» до января 2025 года.
- Сообщать о перемещении продукции, ее выводе из оборота в систему всем участникам рынка нужно будет с марта 2025 года. С этого периода начнет действовать поэкземплярный учет.
Таким образом, полный запрет на оборот немаркированных велосипедов и велорам в России будет введен с 1 марта 2025 года. Пока у производителей, импортеров, дистрибьюторов и розничных продавцов есть время, чтобы научиться работать с велотоварами по новой схеме.
Все участники оборота велосипедов и велорам должны пройти регистрацию в системе «Честный знак» и подключить электронный документооборот для взаимодействия. Каждый из них будет выполнять определенные операции при работе с товаром, который подлежит маркировке:
- Производитель — получает коды Data Matrix в системе мониторинга, размещает их на товаре. Импортер только заказывает идентификаторы, пересылает их экспортеру, чтобы тот напечатал и наклеил этикетки с кодами, а затем отгрузил партию.
- При отгрузке продукции производитель создает УПД — универсальный передаточный документ, в котором перечисляет все единицы товара в партии, отправляет его через оператора ЭДО дистрибьютору. А импортер — оповещает «Честный знак» о вводе велосипедов в оборот после прохождения таможни.
- Дистрибьютор сверяет коды на упаковках с указанными идентификаторами в УПД, принимает товар и утверждает универсальный передаточный документ, сообщает в систему о получении продукции.
- При поставке товара в розничные магазины дистрибьютор также сопровождает его УПД, продавец сканирует всю партию и сверяет данные в документе с кодами на товаре. При отсутствии расхождений магазин принимает велотовары и оповещает об этом «Честный знак».
- Во время продажи велосипеда кассир сканирует цифровой код, проводит операцию через онлайн-кассу. Оператор фискальных данных добавляет идентификационный знак в чек, передает сведения в «Честный знак» о выбытии товара из оборота.
В распоряжении № 3322-р указано, что маркировать нужно велосипеды и велосипедные рамы, которые соответствуют следующим кодам ТН ВЭД и ОКПД 2.
Код ТН ВЭД ЕАЭС | Код ОКПД 2 | Тип продукции |
8711 | 30.91.11.120 | Велосипеды с поршневым двигателем внутреннего сгорания с рабочим объемом цилиндров менее 50 кубических сантиметров, с колясками и без |
8712 00 | 30.91.20 30.91.20 | Двухколесные и прочие велосипеды без двигателя, в том числе трехколесного типа для доставки грузов |
8714 91 100 | 22.11.13.110 | Велосипедные рамы |
9503 00 100 9 | 32.40.31.121 | Детские трехколесные велосипеды |
Маркировать велосипедные шины, а также покрышки, камеры, ободные ленты не нужно.
Цифровые коды идентификации будут гарантировать покупателю, что он приобретает сертифицированный и легальный продукт. Ожидается, что введение обязательной маркировки позитивно повлияет на развитие российских производителей, простимулирует спрос на отечественную продукцию.
На стадии эксперимента компании использовали не только коды Data Matrix, но и метки RFID. После старта обязательной маркировки на каждую единицу товара будут наносить знаки с цифровым криптокодом. Идентификаторы Data Matrix представляют собой буквенно-числовую последовательность, которая преобразована в формат двумерного штрихового кода.
В идентификаторе содержатся:
- товарный код из 14 символов;
- индивидуальный серийный номер товара из 13 знаков;
- сгенерированный оператором информационной системы мониторинга ключ проверки из четырех символов;
- 44-символьный код проверки.
Производители и импортеры смогут самостоятельно выбирать, на какую именно часть изделия и каким способом будут наносить код. Во время эксперимента чаще всего для размещения Data Matrix использовали подседельную трубу. На упаковку товара можно наносить дублирующий идентификационный знак.
Оборот немаркированных велотоваров в России запретят с марта 2025 года, но начинать регистрироваться в системе «Честный знак» и наносить коды идентификации на товары производителям нужно будет раньше — с сентября 2024 года. Наказать за несоблюдение правил работы с такой продукцией могут всех участников оборота. Ответственность может быть административной или уголовной.
Организацию или предпринимателя привлекут к ответственности за отсутствие кода Data Matrix на товаре или неполную информацию в идентификационном знаке. Штрафы предусмотрены за ошибки при продаже маркированного товара — например, отсутствие кода идентификации в реквизитах кассового чека, несоблюдение сроков передачи сведений о выводе продукции из оборота в «Честный знак» и другие нарушения. Их полный перечень и размер штрафов указаны на сайте системы маркировки.
За производство и продажу велотоваров без маркировки предусмотрена конфискация продукции и штрафы:
- для юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей;
- для должностных лиц — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.
При нарушениях в особо крупных размерах или преступном сговоре сумма штрафа будет увеличена до миллиона рублей. Наказание могут заменить лишением свободы на срок до 5 лет. А если предприниматель или организация будут производить, хранить, поставлять, приобретать или продавать велосипеды и рамы с поддельными кодами, их оштрафуют на сумму до 300 тысяч рублей. К взысканию могут добавить арест на срок от 3 до 6 лет.
Чтобы продолжать производить, импортировать или продавать велотовары с начала осени 2024 года, участникам рынка нужно:
- Всем — получить усиленную электронную квалифицированную подпись и установить необходимое программное обеспечение для работы с ней. Затем — пройти регистрацию в системе маркировки «Честный знак»: отправить заявку, после получения подтверждающего письма заполнить профиль, указать свою роль в обороте товаров и другие данные.
- Производителям и импортерам — приобрести оборудование для нанесения кодов или печати этикеток с идентификационными знаками, протестировать его.
- Производителям, импортерам и оптовикам — подключить электронный документооборот для взаимодействия с другими сторонами.
- Розничным продавцам — подключиться к оператору фискальных данных, обновить программное обеспечение онлайн-кассы, приобрести 2D-сканер, обучить персонал работе с маркированными товарами.
Принтеры для печати этикеток и сканеры могут понадобиться и другим участникам рынка, например поставщикам. Они тоже должны сканировать партию при приемке, а при необходимости — заменять утерянные или испорченные коды Data Matrix.
После наступления запрета на оборот немаркированных велотоваров розница не сможет продавать такие изделия без сканирования кода-идентификатора, минуя онлайн-кассу, подключенную к оператору фискальных данных. Считывание этикетки с Data Matrix не займет много времени, а сами коды будут выбывать из оборота автоматически — сведения об этом в «Честный знак» передаст ОФД.
Розничные продавцы должны учитывать правила возврата маркированных велосипедов. Чтобы принять этот товар и выставить его в торговый зал или на сайт, нужно повторно ввести изделие в оборот с чеком возврата. Это правило касается продукции с сохранившимся уникальным кодом. Если этикетка с Data Matrix повреждена, нужно выполнить перемаркировку. Только после этого велосипед можно будет продать.
Обязательная маркировка велосипедов и велорам вводится в России в несколько этапов. Она начнется с обязательной регистрации участников и нанесения производителями кодов-идентификаторов на товары с сентября 2024 года. Позже приклеивать на велосипеды и рамы этикетки с цифровыми знаками должны будут импортеры, а с марта 2025 года вводится поэкземплярный учет. Все участники должны будут передавать в систему «Честный знак» информацию о движении товара, оборот немаркированных велотоваров запретят.
Начать работать с велосипедами и велосипедными рамами производители, импортеры, поставщики и розничные магазины должны с регистрации в системе мониторинга. Каждому участнику рынка нужно подключить электронный документооборот, при необходимости — приобрести дополнительное оборудование, обновить прошивку онлайн-кассы. За несоблюдение правил оборота маркированных товаров предусмотрена административная и уголовная ответственность. Юридическое лицо могут оштрафовать на сумму до 100 тысяч рублей, а при крупных нарушениях — до миллиона рублей или арестовать.