Обслуживание кассовых аппаратов
ККТ — технически сложные аппараты, поэтому они требуют регулярного обслуживания. Кроме того, что случаются поломки и сбои, периодически приходится менять и ПО. Программы регулярно обновляют, дорабатывают. Кассы нужно обслуживать и для того, чтобы она работала в соответствии с текущим законодательством.
До 2017 года обслуживание онлайн-касс было обязательным. Предприниматели при подключении ККМ должны были заключать договор с ЦТО — Центром технического обслуживания.
После отмены обязательного обслуживания большинство пользователей так и продолжили сотрудничать с ЦТО. В этом есть крайняя необходимость:
- аппараты нередко выходят из строя, а самостоятельно без специалиста разобраться в этой сложной технике непросто;
- вскрывать аппарат и снимать пломбы имеет право только квалифицированный сотрудник центра;
- из-за неправильно работающей кассы или совсем не работающей ККТ можно получить серьезный штраф от налоговой службы.
Неисправная касса, работающая с ошибками, не станет поводом избежать штрафов. Что грозит за это согласно Кодексу об административных правонарушениях:
- За неправильную работу кассы — штраф до 10 000 рублей.
- За непробитый чек — до 100% от суммы выручки, которая не была учтена в чеке.
Кроме этого, если ККТ работала неисправно или не была обновлена по действующему законодательству, это повлечет проблемы с налоговой отчетностью. А затем и штрафы за недоплату налогов.
Процесс обслуживания касс можно поделить условно на временные периоды — ежедневное, ежеквартальное или ежемесячное, ежегодное.
Ежедневный осмотр ККТ может провести продавец или другой линейный персонал. Он может выявить внешнюю поломку, сильные загрязнения, механические повреждения. Но вскрывать аппарат ему запрещено из-за наличия пломб. Если обнаружена неисправность, нужно вызвать специалиста.
Ежемесячное или ежеквартальное ТО проводят уже техники из центра. Они проверяют исправность аппарата, при необходимости обновляют программное обеспечение, фиксируют наличие и целостность пломб. Также специалисты проверяют правильность формирования чеков, корректность отправки данных в ОФД.
Раз в год сотрудники техцентра вскрывают аппарат для внутренней чистки и проводят те же действия, что и ежемесячно.
Итак, услуги по обслуживанию ККТ — это:
- полная проверка аппарата;
- срочные выезды на исправление поломок;
- перепрошивка программного обеспечения;
- выдача другого аппарата на время ремонта неисправного;
- решение проблем с передачей данных в ОФД;
- ремонт и замена оборудования, испорченного механическим повреждением.
Цены на ТО разнятся. Они зависят региона, технического центра, типа самого аппарата и вида ремонта.
В среднем цены такие:
- мелкий ремонт — от 500 рублей;
- средний — от 1000 рублей;
- крупный (например, замена ФН) — от 1500 рублей.
Дополнительно нужно будет оплатить новые запчасти к аппарату.
Регулярное обслуживание, как правило, оплачивают по фиксированной стоимости — от 6000‒8000 рублей в год. Но в эту сумму не входят расходники, запчасти, внеплановые работы.
ККМ, как и любое оборудование, со временем изнашивается и теряет работоспособность. В некоторых случаях это связано с потерей актуальности аппарата. Владельцы бизнеса стремятся сэкономить и провести модернизацию кассы. Но это не всегда дешевле.
Вот примерные цены на улучшение имеющегося аппарата:
- замена ФН — около 7000 рублей;
- замена модуля интернет-подключения — от 5000 до 15 000 рублей;
- доработка программного обеспечения — от 200 до 5000 рублей.
Не все ККМ имеют возможность модернизации. В недорогих моделях, как правило, этого не предусмотрено. Поэтому со временем дешевые аппараты устаревают и идут под замену.
Новая касса с более широкими техническими возможностями стоит от 25 000 рублей. За эту сумму можно купить кассу с пропускной способностью в 500 чеков в день, с сенсорным цветным экраном, высокой скоростью принятия платежа и автономной работой.
Полноценную POS-систему, в которую можно встроить системы учета товара, разные типы подключения, сканер для штрихкода, можно купить от 50 000 рублей. Но регулярное обслуживание таких касс обойдется дороже — в них много модулей, сложнее ПО и недешевые запчасти.
При покупке ККМ на нее выдают гарантийный талон сроком на один год. В стоимость ремонта по гарантии производитель включает только поломки, возникшие из-за производственного брака или некачественной сборки.
Перед тем как принять аппарат на ремонт, сервисный центр производителя проведет экспертизу и определит, по чьей вине случилась неисправность. Если кассу неправильно использовали или испортили каким-либо механическим воздействием, то ремонтировать придется за счет покупателя.
Техническое обслуживание ККТ хоть теперь и необязательно по закону, однако остается необходимостью. Если кассу не содержать в рабочем состоянии, не актуализировать программное обеспечение, можно получить немалый штраф.