Насколько подробными должны быть названия товаров и услуг в чеке
Все, кто применяет ККТ, должны указывать название товара в чеке в соответствии с новыми требованиями. Нельзя просто указать «товар» или «услуга», нужно указывать конкретно и детально — за что получены деньги.
Впервые требование об указании наименования было введено законом № 54-ФЗ. Однако распространялось оно на разные категории предпринимателей постепенно. В 2023 году правило распространяется на всех, кто использует в работе кассы.
Подробнее обо всех требованиях ниже.
Номенклатура товаров — это названия всех товарных позиций или услуг. Продавцы должны составлять её сами, опираясь на разъяснения и уточнения Минфина и ФНС. Требований к номенклатуре в законе № 54-ФЗ нет.
Цель нововведений: по чеку должно быть однозначно понятно, что именно продали. Поэтому в понятие номенклатуры включают и различные параметры товара, с помощью которых его можно идентифицировать: объем, номер партии, массу, состав, сорт и т. д.
Например, если в магазине продается кефир нескольких производителей в разной фасовке, то в наименовании нужно указать производителя и объем упаковки: «Кефир, молокозавод N, 1 литр».
Наименование должно быть:
- Понятным, то есть написано на понятном покупателю языке, без использования нечитаемых сокращений и штрихкодов.
- Длиной до 128 символов. Именно такое количество знаков помещается на фискальный чек.
Так как предприниматели вольны сами называть свои товары, чтобы выполнить все требования закона, нужно опираться на профессиональный опыт и экспертизу.
Законодатели рекомендуют использовать:
- Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 (Письмо Минфина РФ № 03-01-15/49971 от 04.08.2017).
- справочник товаров и услуг (Письмо Минфина РФ № 03-01-15/68652 от 25.09.2018).
Иногда достаточно продублировать наименование, используемое производителем или поставщиком, и прописать артикул. Артикул особенно может пригодиться, когда товар имеет слишком длинную детализацию и в наименование все вместить невозможно.
В крупных торговых предприятиях есть смысл использовать все имеющиеся источники, совмещая их и адаптируя наименования для себя.
Требования к наименованию продукции не касаются тех, кто имеет право работать без применения онлайн-касс:
- самозанятых (они формируют чеки в приложении «Мой налог»);
- ИП на патенте;
- для предпринимателей, занимающихся специфическими видами торговли, где применение онлайн-кассы затруднительно. Полный список указан в ст. 2 закона 54-ФЗ. В основном это торговля на открытых рынках, выставках, ярмарках, торговля в разнос и т. д.
Также онлайн-кассу разрешают не применять в отдаленных и труднодоступных местностях. Список таких территорий утверждается регионом, в котором ведется торговля.
Для авансовых платежей наименование товара или услуги можно не указывать. Это допускается, когда нельзя заранее определить объем и виды приобретаемых услуг или товаров.
В таких ситуациях нужно формировать два чека. Схема расчетов будет следующей:
- В момент расчета выдается первый чек. В нем указывается сумма, способ оплаты и признак «Аванс» или «Предоплата». Наименование услуги на этом этапе не заполняется или указывается общее наименование. Например, при бронировании ресторана еще не понятно, какие именно услуги войдут в чек, поэтому допустимо указать «Аренда зала».
- При передаче товара или после оказания услуг нужно выдать второй чек с признаком «Полный расчёт», где и указывается исчерпывающий перечень товаров и услуг, с указанием их количества, стоимости, скидок/надбавок, налога на добавленную стоимость.
Чек, по которому невозможно однозначно идентифицировать товар, считается недействительным.
Контролирующим органом является ФНС России. За продажу по недействительному чеку можно получить предостережение или штраф:
- для ООО и ИП — от 5 до 10 тыс. рублей;
- для физических лиц — от 1,5 до 3 тыс. рублей.
Кроме того, покупатель может оспорить продажу.
Если ассортимент товаров и услуг небольшой, то вводить наименование в ККТ можно вручную. Это может потребовать много сил и времени, если все позиции нужно завести одновременно или их количество растет.
При большом ассортименте процесс лучше автоматизировать. Загрузить номенклатуру в товароучетную систему и ККТ можно из электронной накладной поставщика или файла Excel.
Хранение списка товаров в электронном виде намного упрощает работу. Если номенклатура сформирована в соответствии со всеми требованиями, то больше не нужно думать, что написать на ценниках. Вся информация о товаре, которую нужно напечатать, уже есть в системе.
Меньше возникает путаницы на кассе. Практически исключена пересортица, так как списание товара происходит по штрихкоду, кассир не выбирает его вручную. Это позволяет убить сразу двух зайцев — и покупателей обслуживать быстрее, и контролировать остатки продукции на складе.
Автоматизированный учет позволяет владельцам магазина получать данные о продажах за любой период и в любой момент. Выручка, товарооборот, прибыль, рентабельность — результаты работы магазина как на ладони, что позволяет управлять магазином эффективнее.
Все предприниматели, применяющие в своей работе онлайн-кассы, обязаны не просто фиксировать продажи, но и делать это правильно.
Законодательство не предлагает использовать конкретные варианты наименований, но содержит ряд требований. Кроме названия, в чеке должна быть информация о единицах измерения, количестве, скидках или, наоборот, наценках, стоимости, ставке НДС.
Таким образом, продавцы разрабатывают номенклатуру своих товаров самостоятельно. Для этого они могут использовать справочники номенклатур, названия поставщиков или данные бухгалтерского учета.