Маркировка табачной продукции
Одна из стратегических задач государства — контроль за товарооборотом и борьба с контрафактной продукцией. Нелегальная продукция наносит ущерб экономике, а из-за низкого качества опасны для потребителя.
В России уже работает глобальная система контроля цифровой маркировки произведённого или ввезённого из-за границы товара. По всему его пути — у производителя, оптовика, в магазине — информация поступает в единую информационную систему, оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Система включает:
- Национальную платформу маркировки «Честный знак», включая прослеживание перемещений табачных изделий.
- Национальный каталог товаров (часть «Честного знака»), в котором хранится информация о каждом экземпляре продукции на российском рынке.
Система «Честный знак» уже включает в себя важнейшие товарные группы, как лекарства, молочная продукция и т.д. Табак и сигареты также подлежат обязательной маркировке, в перспективе в России будут маркироваться абсолютно все товары.
По правилам маркировки табачной продукции обязательно нужно наносить марки на сигареты (в том числе без фильтра), папиросы, а также другую никотиносодержащую и альтернативную табачную продукцию:
- сигары,
- черуты (сигары с обрезанными концами),
- сигариллы (тонкие сигары),
- биди,
- кретек,
- курительный табак,
- нюхательный,
- жевательный,
- трубочный табак,
- табак для кальяна.
Коды ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2 табачной продукции, которая попадает под маркировку
Название | Код | Код |
Сигареты | 2402 20 900 0 | 12.00.11.130 |
Папиросы | 2402 20 900 0 | 12.00.11.140 |
Табак для кальяна | 2403 11 000 0 | 12.00.19.130 |
Сигары | 2402 10 000 0 | 12.00.11.110 |
Сигары с обрезанными концами (черуты) | 2402 10 000 0 | 12.00.11.110 |
Сигариллы (сигары тонкие) | 2402 10 000 0 | 12.00.11.120 |
Биди | 2402 20 900 0 | 12.00.11.150 |
Кретек | 2402 20 100 0 | 12.00.11.160 |
Курительный табак | 2403 19 100 0 | 12.00.19.110 |
Трубочный табак | 2403 19 100 0 | 12.00.19.120 |
Жевательный и нюхательный табак | 2403 99 100 0 | 12.00.19.140 |
Нюхательный табак | 2403 99 100 0 | 12.00.19.160 |
Табачные стики, которые курят путём нагревания | 2403 99 100 0, 2404 19 000 1 | 12.00.19.100 |
Смеси для кальянов без содержания табака | 2403 99 900 9, 2403 99 900 8 | 12.00.19.900 , 12.0019.500 |
Наносить специальный код на табачные изделия в России начали в 2019 году. Полностью охватить табачную отрасль удалось в несколько этапов, на что потребовалось несколько лет.
Сигареты и папиросы
С 1 июля 2019 года начали маркировать сигареты и папиросы. Их упаковывают на автоматизированных производственных линиях в стандартные пачки, поэтому внедрить печать кодов не составило большого труда.
С 1 июля 2020 года полностью запрещена продажа немаркированных сигарет и папирос. Каждый участник оборота — импортёры, производители, дистрибьюторы, розница — в обязательном порядке сообщают в «Честный знак» о перемещении продукции и выводе её из оборота при продаже потребителю.
Альтернативная табачная продукция
С 1 июля 2021 года запрещено продавать без маркировки любую альтернативную табачную продукцию: сигары, сигариллы, кретек, биди, разные виды табака.
Табачные стики и безтабачные смеси для кальяна
С 15 марта 2022 года обязательна маркировка продукции производителей и импортёров табачных стиков и смесей для кальяна, не содержащих табак. Розничные продавцы начали сообщать о продажах в «Честный знак», и передавать сведения о выводе товара из оборота.
Никотиносодержащие жидкости и электронные системы
С 25 декабря 2022 года для производителей и импортёров стала обязательной маркировка никотиносодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина. К этому моменту они должны были подключить электронный документооборот для передачи сведений о вводе продукции в оборот, наладить процесс заказа и нанесения кодов Data Matrix.
С 1 апреля 2023 года оптовики и розница должны передавать сведения об обороте этой продукции.
Для маркировки табачной продукции используется двухмерный цифровой код DataMatrix, который похож на QR-код, но имеет отличия: он меньше, визуально разделён на четыре зоны для нанесения даже на миниатюрные упаковки.
Потребитель легко может проверить подлинность товара с помощью приложения «Честный знак» для смартфона, в котором можно считать цифровую марку с помощью встроенной камеры. При обнаружении подделки, прямо в приложении можно сообщить о нарушении.
Торговые точки работают по закону 54-ФЗ. Это значит, что предприниматели обязаны иметь:
- онлайн-кассу с фискальным накопителем (в нём хранятся данные о проведённых кассовых операциях);
- договор с оператором фискальных данных (ОФД), который отправляет в налоговую сведения о каждой операции.
При продаже немаркированного товара касса формирует и печатает чек, потом отправляет сообщение ОФД. Если продаётся товар с маркой, то сначала касса запрашивает информацию о нём в «Честном знаке». Если данный экземпляр стоит на учёте у этого продавца, то касса напечатает чек.
Чтобы продавать маркированные товары, предприниматель должен:
- Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) на имя директора и подключиться к электронному документообороту, чтобы принимать продукцию от поставщиков.
- Если УЭКП нет в организации (большинство предпринимателей её получают при установке онлайн-кассы), то нужно оформить в Удостоверяющем центре налоговой службы. Без подписи с системой маркировки работать не получится, так как приёмку от поставщиков можно завершить, только подписав электронную накладную.
- Зарегистрироваться в системе мониторинга «Честный знак».
- В личном кабинете системы маркировки подключиться к бесплатному сервису электронного документооборота «ЭДО Лайт» или выбрать другого аккредитованного оператора.
- Приобрести 2D-сканер для считывания кодов маркировки.
- Настроить кассовое программное обеспечение (ПО) и товароучётную систему.
Перед началом работы нужно удостовериться в корректной работе онлайн-кассы. На чеке должен быть код проданного товара.
Это можно сделать только по электронной накладной — универсальному передаточному документу (УПД), в котором перечислены вся отправленная или принимаемая продукция с кодами маркировки.
Возможны два варианта передачи:
- прямой акцепт — УПД формирует поставщик, а получатель подтверждает факт поставки;
- обратный акцепт — УПД формирует получатель, а поставщик подтверждает, что именно этот товар был отправлен.
В любом случае поставку подтверждают обе стороны.
При прямом акцепте нужно:
- отсканировать цифровые марки 2D-сканером. Товар, который не указан в УПД принять невозможно, его нужно будет отправить обратно или исправить передаточный документ.
- При совпадении поставки с сопроводительными документами, их можно подписать. В системе «Честный знак» появится информация, что товар находится у предпринимателя.
Их можно продавать пачками и блоками. У блока своя цифровая марка с информацией о каждой пачке внутри. Способ продажи зависит от товарного учёта в конкретном магазине. Нужно отсканировать марку 2D-сканером, касса идентифицирует продукт и выдаст чек о продаже. ОФД сообщит о продаже не только в налоговую, но и в «Честный знак», и товар будет выведен из оборота.
Табак без маркировки с 1 июля 2020 года продавать нельзя, даже если он был произведён до введения обязательной маркировки. Его нужно уничтожить. Законодательство устанавливает ответственность не только за продажу немаркированной продукции, но и за хранение, а также перевозку и покупку.
За оборот грозит конфискация товара и штраф:
- физическому лицу — от 2 до 4 тысяч рублей,
- должностному лицу — от 5 до 10 тысяч рублей,
- компании — от 50 до 300 тысяч рублей.
Таким образом маркировка табачной продукции «Честный знак» нужна, чтобы контролировать её перемещение от производителя к потребителю и исключить попадание на рынок подделок и некачественных товаров. По цифровым кодам можно узнать все этапы перемещения каждой пачки сигарет и других табачных изделий.