Как зарегистрировать ООО

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — одна из самых популярных в России форм регистрации бизнеса. Подходит тем, кто планирует начать дело совместно с партнёрами и не хочет рисковать личным имуществом в случае банкротства компании.

Расскажем, как самостоятельно зарегистрировать ООО в 2023 году, куда обратиться и какие документы понадобятся.

Что нужно сделать до подачи документов на регистрацию

Если ООО открывает один человек, то учредитель сам определяет, как будет называться компания и где она будет находиться. Когда учредителей несколько, все вопросы должны решаться на общем собрании с составлением протокола.

Выбор названия

У каждого юрлица должно быть фирменное наименование, необязательно уникальное, главное, чтобы отвечало требованиям закона.

Какие слова нельзя использовать:

  • названия иностранных государств, а также производные от этих названий (ООО «Бразилия», ООО «КНР»).
  • официальные названия органов государственной власти, районного или местного самоуправления (ООО «Прокуратура», ООО «Мосгордума»).
  • наименования общественных объединений (ООО «Справедливая Россия»);
  • слова из ненормативной лексики;
  • понятия, противоречащие принципам морали и гуманности (ООО «Убийцы»).

В названии нельзя использовать слова «Россия», «Российская Федерация» и их производные. Исключения делают только для крупных компаний, которые затрагивают национальные интересы. Обычно, это различные акционерные общества (АО и ПАО).

Юридический адрес

После определения названия, нужно выбрать юридический адрес для официальной корреспонденции, он будет указан в уставе и других учредительных документах.

Это может быть даже арендованное помещение или личное жильё директора или одного из учредителей. Главное, чтобы по этому адресу можно было отправить сообщение руководству.

Выбор кодов ОКВЭД

На сайте налоговой службы есть справочник ОКВЭД. В нём нужно найти основной вид деятельности для ООО (это должна быть та деятельность, от которой будет самый большой доход). Также нужно определить дополнительные коды, которые пригодятся по мере развития бизнеса.

Определить величину уставного капитала

Уставный капитал — это минимальная стоимость активов компании. По закону не может быть менее 10 тысяч рублей. Ещё в качестве уставного капитала может вноситься имущество участников (например, автомобиль), его стоимость определяется на собрании учредителей.

Если компанию создают несколько участников, то каждому из них принадлежит определённая доля в уставном капитале, которая прописывается в уставе на основании размера их взноса.

Регистрация юрлица: порядок действий

Открыть ООО может один человек или совместно с партнёрами. Учредителями могут быть не только физические, но и юридические лица, а также государственные органы и органы местного самоуправления. Регистрировать бизнес запрещено только государственным служащим и военным.

Список шагов для регистрации ООО:

  1. Сбор и подготовка документов для госорганов.
  2. Подача заявления в отделение ФНС по месту деятельности будущей компании. Есть 3 способа: лично приехать в налоговую, отправить бумаги через интернет или обратиться к нотариусу.
  3. Решение налоговой о регистрации принимается за три рабочих дня с момента получения документов.

Полный порядок действий при учреждении ООО приведён в тексте закона ФЗ-14 от 08.02.1998 г. Чтобы не тратить время на поездку в налоговую инспекцию, можно всё сделать через сервис ЮKassa. Нужно только заполнить анкету онлайн, прикрепить документы и указать адрес, по которому курьер привезёт зарегистрированные бумаги.

Подготовка документов для регистрации ООО

Подробно расскажем о необходимых документах для открытия общества с ограниченной ответственностью.

Заявление о регистрации

Заявление заполняют по форме Р11001. В нём указывают следующие данные:

  • персональную информацию о каждом учредителе;
  • размер уставного капитала и доли участников;
  • коды деятельности компании;
  • личные данные директора.

Документ подписывают все учредители в присутствии нотариуса или сотрудника ФНС. Если кто-то из основателей компании не сможет быть лично, подпись разрешено заранее заверить у нотариуса.

Решение о создании ООО

Этот документ нужен, когда компания открывается без партнёров. В решении указываются название организации, юридический адрес и размер уставного капитала.

Протокол собрания учредителей

Протокол собрания нужен, когда у компании несколько создателей. В документе указывают наименование, юридический адрес и размер уставного капитала, утверждают устав и назначают руководителя. Обязательный пункт — указание ответственного за регистрацию компании.

Этот протокол распечатывается в нескольких экземплярах: по одному для каждого участника, для налоговой и хранения в организации.

Устав

Устав — основной документ компании, который регламентирует её деятельность. В нём должна содержаться следующая информация:

  • полное и сокращённое название компании;
  • юридический адрес;
  • данные о размере уставного капитала;
  • виды деятельности;
  • права и обязанности учредителей;
  • порядок распределения прибыли.

Устав можно разработать самостоятельно с учётом будущей работы ООО. Или можно взять один из 36 типовых уставов, утверждённых Минэкономразвития. На сайте ФНС есть специальный сервис по подбору документа.

Устав обязательно заверяется у нотариуса, если не указано, что подписи участников не нуждаются в заверении.

Паспорта учредителей

В налоговой и у нотариуса нужно предоставить оригиналы и копии паспорта каждого учредителя. Значит, их нужно приготовить заранее.

Квитанция об уплате госпошлины

В 2023 году за регистрацию ООО придётся заплатить госпошлину 4 тыс. рублей, но только личной подаче документов в отделение налоговой службы. Для экономии можно отправить заявление и остальные бумаги через МФЦ, портал «Госуслуги» или через сайт ФНС. Тогда госпошлину платить не придётся.

Дополнительные документы

Если учредителей ООО два и более, то нужен договор об учреждении. Ещё могут потребоваться следующие документы:

  • заверенная нотариусом доверенность, если вместо учредителя выступает представитель;
  • свидетельство о праве собственности на помещение, адрес которого указан как юридический;
  • согласие собственников жилого помещения на регистрацию организации, если в качестве юридического адреса выбран частный дом или квартира;
  • гарантийное письмо от собственника арендованного помещения, где он даёт согласие на использование адреса;
  • нотариально заверенные переводы учредительных документов, когда учредитель — иностранная компания;
  • нотариально заверенный перевод паспорта иностранного гражданина учредителя российского ООО.

Перечисленные бумаги не всегда требуют в налоговой, однако лучше перестраховаться и заранее их подготовить, чтобы регистрация прошла быстрее.

Что делать после регистрации ООО

Итак, получено уведомление о том, что компания зарегистрирована. Налоговая служба автоматически передаст сведения в Cоциальный фонд: обращаться туда нужно только, если на юридический адрес не придут соответствующие уведомления.

Что ещё нужно сделать?

Выбрать систему налогообложения

Все ООО по умолчанию относят к ОСН — общей системе налогообложения. Если планируется использовать в работе «упрощёнку» (УСН) или единый сельхозналог (ЕСХН), нужно сразу подготовить уведомление о переходе на спецрежим.

Тем, кто не успел подать документы в течение 30 дней с момента регистрации, придётся ждать начала следующего года, а оставшееся до конца года время платить налоги по общей системе.

Расчётный счёт

Закон разрешает выбрать любой банк, сотрудничающий с юридическими лицами. В их число входит сервис ЮKassa, который предлагает клиентам несколько тарифов обслуживания. Они отличаются по наполнению услугами и стоимости, но уплата налогов и страховых взносов — без комиссии на всех тарифах. Выпуск и обслуживание зарплатных карт тоже бесплатны.

Трудовой договор с директором ООО

В штате любой компании должен быть минимум один сотрудник: директор. С ним должен быть заключён трудовой договор, согласно трудовому законодательству.

Внесение уставного капитала

Деньги нужно перечислить на расчётный счёт организации в течение четырёх месяцев после её регистрации. Имущество, которое передаётся компании, должно быть перерегистрировано на её имя в соответствующих госорганах.

Лицензии

Лицензия требуется не для всех видов деятельности. Специальное разрешение придётся оформить, если указана торговля алкогольной продукцией, выдача кредитов или микрозаймов, проведение торгов и аукционов, работа в космической промышленности.

Полный список видов деятельности, для которых нужна лицензия, указан в законе ФЗ-99 от 04.05.2011 г.

Регистрация кассы

Использование кассы обязательно для компаний, которые принимают оплату от клиентов по наличному и безналичному расчёту. Её нужно зарегистрировать у оператора фискальных данных (ОФД) и в налоговой.

Печать

По закону ООО может работать без печати, однако это негативно влияет на имидж компании и вызывает недоверие со стороны контрагентов. Печать сделают в мастерской за несколько часов, стоит она недорого, несколько сотен рублей за штуку.

Почему могут отказать в регистрации ООО

Налоговая может отказать в регистрации общества с ограниченной ответственностью, если заявитель:

  • предоставил неполный пакет документов или допустил в них ошибки;
  • указал недостоверные сведения;
  • нарушил сроки подачи документов;
  • выбрал название, нарушающее закон.

В большинстве случаев отказа налоговая даст возможность исправить недочёты. Заявитель, который в установленные сроки исправит ошибки и предоставит недостающие документы, может быстро получить одобрение на регистрацию компании.

Отказ в регистрации ООО бывает связан и с самим учредителем, когда:

  • гражданин приговором суда лишён права заниматься предпринимательской деятельностью, и срок запрета ещё не истёк;
  • учредитель имеет отношение минимум к 10 действующим организациям;
  • гражданину ранее принадлежала доля свыше 50% в компании, которую исключили из ЕГРЮЛ за долги перед бюджетом, и с этого момента прошло менее трёх лет.

Полный перечень оснований для отказа в регистрации ООО указан в ФЗ-129 от 08.08.2001.

Заключение

Чтобы зарегистрировать ООО, не обязательно лично ехать в налоговую. Можно подать заявку онлайн. Это не только сэкономит время, но и может избежать лишних расходов, потому что при отправке документов через интернет не нужно платить госпошлину.

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

5
<<<<<

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор