Как проверить работу УТМ

Передача данных о реализации алкоголя в надзорный орган — обязательная часть в работе производителей алкоголя и компаний, осуществляющих его розничную продажу. Чтобы обмен информацией происходил без сбоев, надо удостовериться в корректности работы специального программного обеспечения. Ниже о том, как устроен процесс и как проверять программу.

Для чего нужна проверка УТМ

Реализация алкоголя в России находится под контролем, следит за ней специальная организация — ФСРАР, или Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Помогает ей в этом ЕГАИС — единая система учёта, через которую Федеральная служба отслеживает движение алкоголя от производства до продажи в розницу.

Подружить между собой ФСРАР, ЕГАИС и участников рынка помогает УТМ — универсальный транспортный модуль, т. е. программное обеспечение (ПО). Оно разработано для передачи информации об оборотах алкогольной продукции в базу данных ЕГАИС.

Чтобы процесс шёл без ошибок, ПО должно работать корректно. Если же в системе есть сбои, то ФСРАР не будет получать данные о закупках и продажах алкоголя. За это организация получит штраф на сумму до 200 000 ₽, плюс возможна конфискация продукции. Этого можно избежать, если после установки программного обеспечения сразу проверить его функциональность и использовать для дальнейшей работы последнюю версию.

Как работает УТМ

ПО позволяет организовать ЭДО (или электронный документооборот) между производителями алкоголя, реализующими его организациями и ФСРАР.

Выглядит это так:

  • производитель или дистрибьютор создаёт ТТН (торгово-транспортную накладную) в программе и отправляет её через УТМ в единую систему учёта;
  • розничная точка получает ТТН и сверяет данные с фактически полученным объёмом алкоголя. Если всё верно, то в ФСРАР будет отправлено подтверждение приёмки, если недостача — розничная точка примет партию частично или же откажется от неё (все эти операции отражаются в ЕГАИС);
  • движение товаров фиксируется в единой системе учёта — алкоголь списывается с баланса производителя и прибавляется к балансу точки.

При продаже крепкого алкоголя надо считывать марку с каждой бутылки. Когда проводится операция, онлайн-касса через ПО отправляет запрос в ЕГАИС. Чек будет сформирован и распечатан после получения ответа, что код найден.

При реализации пива действует упрощённый вариант — отчитываться о каждой проданной бутылке не надо. В единую систему учёта передают документы списания с причиной «Реализация». Оформлять их достаточно ежедневно в конце смены и указывать общее количество проданных бутылок.

Особенности модуля

ПО не имеет графического оформления, поэтому использовать его, как отдельный софт, нельзя. Оно должно быть интегрировано с кассовой или товароучëтной программой. Обновляется программа автоматически, без дополнительных затрат.

Программа позволяет:

  • ставить на учёт алкоголь;
  • получать и отправлять ТТН;
  • передавать в единую систему учёта данные по остаткам алкоголя, чеки от розничных продаж с онлайн-касс;
  • получать и отправлять акты списания и постановки;
  • получать электронные справки А и Б (формируются ЕГАИС автоматически, содержат информацию о партии произведённой продукции и продукции, отгруженной контрагенту, соответственно).

Если реализацией крепкого алкоголя занимается юридическое лицо, софт должен быть установлен в каждом магазине или заведении. ИП разрешено работать с софтом на одной из нескольких торговых точек или установить программные средства на каждый адрес.

Что нужно сделать перед проверкой УТМ ЕГАИС

Если установка и настройка ПО проведены неверно, оно будет недоступен. Иногда причинами сбоя служат внешние факторы: нет интернета, не включён носитель с электронной подписью. Но часто проблема кроется в службах самого модуля. Его проверка позволит выявить причину и восстановить работоспособность.

Организации подключаются к единой системе учёта самостоятельно. Приобрести необходимое оборудование они могут в любой организации, которая его реализует. Чтобы всё работало штатно, компьютер, на который устанавливают софт, должен обладать следующими характеристиками:

  • разрядность процессора от 32x;
  • частота процессора от 1,9 ГГц;
  • ОЗУ от 2 Гб;
  • Ethernet-контроллер, 100/1000 Mbps, разъём RJ45;
  • общий объём дискового накопителя не менее 50 Гб;
  • общесистемное ПО — Java 8 и выше.

Для подключения к единой системе учёта нужен аппаратный ключ (подойдут Rutoken-2.0, JaCarta-2SE или их аналоги) — на него надо записать сертификат электронной подписи. ПО можно скачать в личном кабинете пользователей ЕГАИС, там же есть руководство пользователя, в котором можно узнать ответы на основные вопросы.

Для нелицензиатов и для ИП необходимо добавить данные в справочник единой системы учёта о месте осуществления деятельности.

Далее надо сформировать ключ доступа к системе учёта. Сделать это можно на домашней странице софта — там есть вкладка «Генерация ключа доступа к ЕГАИС». После этого выбираем из списка место деятельности, которое надо подключить, и нажимаем «Сгенерировать сертификат». Последний шаг — доработка или установка адаптированной информационной системы.

Как проверить УТМ

Чтобы проверить программу сначала надо её запустить. Для этого подсоединяем USB-носитель к компьютеру, нажимаем на УТМ и выбираем «Запустить».

Перейти к проверке можно двумя путями:

  • нажимаем на иконку программы правой кнопкой и выбираем «Домашняя страница»;
  • или переходим напрямую на страницу проверки, которая расположена по адресу https://localhost:8080.

Если всё установлено и настроено корректно, откроется страница с версией модуля.

Если же софт не работает или не запущен, на экране появится сообщение о невозможности установить соединение. В этом случае можно попробовать запустить его вручную. Для этого заходим в панель управления (или «Систему и безопасности», зависит от версии ОС компьютера), переходим в «Администрирование», а далее в «Службы». Там надо по очереди запустить Transport-Updater, Transport и Transport-Monitoring. После этого в строке «Состояние» статус этих служб изменится на «Выполняется».

Проверка УТМ на онлайн-кассе

Программа может работать не только на компьютерах, но и на онлайн-кассах. Здесь проверка будет выглядеть так:

  • включаем кассу;
  • открываем раздел «Настройки» (он расположен на главном экране);
  • заходим во вкладку ЕГАИС.

Если ПО активно, на странице настроек будет статус «УТМ на терминале». Здесь же можно увидеть количество чеков, которые не были отправлены в единую систему учёта, а также информацию о сроке действия ключа и сертификата.

Как устранить сбои после проверки УТМ в localhost 8080

Проверка покажет только сам факт наличия ошибки, искать причину придётся самостоятельно. Начать стоит с проверки настроек браузера. Если работа ведётся в Internet Explorer, то порядок действий такой:

  • заходим в «Свойства браузера»;
  • открываем «Безопасность»;
  • ищем строку «Безопасный режим», под ней нажимаем «Выбрать другой»;
  • переходим к окну «Параметры безопасности» и ставим флажок под пунктом с названием «Доступ к источникам данных за пределами домена»;
  • подтверждаем операцию, для чего нажимаем «Да».

Если для работы используется Google Chrome, то надо перезапустить расширение CORS. Для этого заходим в настройки браузера, находим плагин, выключаем и снова включаем его.

Как проверить УТМ ЕГАИС по лог-файлам

Логи — это записи событий и сообщений, которые создаются программой или системой во время работы. Это источник информации о том, что происходило внутри приложения в определённый момент времени. В лог-файлах содержится информация о выполненных действиях, предупреждения и сообщения об ошибках.

Если в программном обеспечении возникли сбои, например, софт не работает, теряет связь, отключается, надо изучить содержимое лог-файлов служб обновления и транспорта. Они расположены по адресам:

  • C:\UTM\updater\l\update.log;
  • C:\UTM\transporter\l\transport_info.log.

Логи представляют собой обычные текстовые файлы, поэтому открыть и посмотреть их можно с помощью «Блокнота». Информации в них содержится много — туда записывается каждый шаг работы в программе. Чтобы узнать причину ошибки пролистываем файлы в конец или используем поиск (запрос — ERROR).

Лог-файлы содержат описание возникших сбоев, часто их можно исправить самостоятельно. Например, в сообщении говорится, что произошла ошибка инициализации и запуска транспорта и ГОСТ хранилище не содержит подходящего сертификата. Это означает, что служба транспорта (т. е. Transport) не запускается, а причина заключается в окончании срока действия ключа. Для решения проблемы достаточно продлить сертификат или получить новую подпись. Переустанавливать транспортный модуль или вызывать специалиста в данном случае не понадобится.

Иногда сложно понять причину ошибки — текст состоит из иностранных слов и букв. В этом случае можно обратиться к интернету. Например, «Token has been removed» означает, что по какой-то причине ПО не распознаёт ключ для ЕГАИС. Для решения проблемы сначала смотрим, подсоединëн ли токен и горит ли на нём индикатор. Далее пробуем отсоединить его и подключить снова. Через пару минут проблема должна исчезнуть.

Другие ошибки

Также встречаются следующие сбои.

Ошибка инициализации библиотеки

Обычно такая ошибка возникает после обновления ПО, в ходе которого были некорректно прописаны данные в конфигурации служб. Чтобы решить проблему, можно переустановить софт (данные должны быть сохранены) или исправить файлы конфигурации.

Вышло время ожидания

Эта проблема возникает при низкой скорости интернета, для её решения надо убедиться в работоспособности роутера. Если причина в нём — устраняем и пробуем запустить софт ещё раз. Если роутер работает корректно, возможны сбои у интернет-провайдера или же в рамках выбранного тарифного плана высокая скорость не предусмотрена.

Модуль не видит электронную подпись

Одна из возможных причин неотображения подписи — отсутствие драйверов на физический носитель. Файлы можно найти на сайте удостоверяющего центра, на котором ранее был скачан сертификат, или же у разработчика.

Потеря связи программы 1C, ошибка подключения к софту

Иногда причину сбоя найти нелегко, потому что она нетипична. Внешне проблемы отсутствуют — регистрация пройдена, ключи действуют, но программа не работает. Виновником сбоя может быть галочка в настройках браузера, поставленная в ненужном месте. Например, если подключилась опция «Использовать прокси для локальных подключений», то программа работать не будет.

Мигает значок программы на панели задач

Если так произошло — значит, программу пора обновить до последней версии. Для этого кликаем по значку и подтверждаем действие.

Обновлению могут мешать антивирус или брандмауэр ОС — в такой ситуации просто приостанавливаем их на время.

Полезные предложения

5
<<<<<

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор