Как открыть табачный магазин с нуля и не совершить ошибок
Табачный бизнес вынужден балансировать между высоким спросом и строгими требованиями законодательства в рамках борьбы с курением. Предприниматели сталкиваются с ограничениями в области рекламы, возраста покупателей и другими рамками, на которые не получится закрыть глаза.
Законодательство запрещает продавать табачные изделия «с коленки». Обязательно необходимо платёжное оборудование, которое позволит фискальным органам регулировать торговлю. За нарушения предусмотрены крупные штрафы.
Поэтому, прежде чем начать выгодно торговать этими товарами, нужно изучить правовую сторону вопроса и вероятные риски.
Регистрация юридического лица проводится на общих основаниях. В территориальном органе налоговой службы (ФНС) регистрируется право человека заниматься предпринимательской деятельностью или открыть компанию, например ООО. Сервис ЮKassa предлагает «Конструктор бизнеса», с которым можно зарегистрировать ИП или ООО за срок около 5 дней без визита в налоговую.
При открытии нужно будет учитывать требования некоторых законов, в том числе 38-ФЗ о рекламе и 15-ФЗ о мерах против табакокурения. Кроме того, в этой деятельности нет свободной наценки — минимальная розничная цена строго фиксирована распоряжениями правительства. Есть нижний и верхний предел, и в этих рамках продавец определяет, сколько стоит товар в его киоске.
При выборе ОКВЭД не стоит указывать несколько кодов «на всякий случай», за каждым могут стоять определённые санитарные нормы, которые придётся обеспечить. Продажа табака и изделий из него относится к следующим кодам:
- 47.26 — специализированные магазины с розницей табачной продукции;
- 52.45 — электронные сигареты и жидкости к ним;
- 47.81 — нестационарная розница продуктов, напитков и табачных изделий;
- 47.11 — неспециализированные магазины с продуктами, напитками и сигаретами;
- 46.35 — оптовые продажи табачных изделий.
Чтобы начать работу, понадобится собрать несколько разрешений:
- пройти проверку СЭС и устранить нарушения, если они были выявлены;
- уведомить Роспотребнадзор об открытии;
- обеспечить пожарную безопасность на объекте — сигнализация, огнетушители и прочее;
- обеспечить вывоз мусора — прямой договор с мусороперерабатывающей организацией или соответствующий пункт в договоре аренды помещения;
- заключить договор со службой, которая проводит обеззараживание и борьбу с вредителями;
- приобрести кассовое оборудование и зарегистрировать его в ФНС.
Список выглядит большим, но на деле сбор документов займёт всего несколько дней. Никаких дополнительных лицензий не нужно.
Выбор налогового режима зависит от юридической формы:
- для ООО с перспективами расширения предпочтительнее ОСН, которая позволит работать с оптовиками и открывать сеть магазинов;
- для ИП подходит два режима — УСН и ОСН.
Использование патентной системы налогообложения (ПСН) не допускается, так как сигареты относятся к товарам с обязательной маркировкой.
Если знать все ограничения в этой сфере, то создать торговую точку достаточно просто. Для этого нужно:
- контролировать несовершеннолетних покупателей;
- продавать сигареты и табачные изделия только с акцизами;
- организовать продажу в закрытых павильонах, куда покупатель должен войти;
- не продавать вблизи вокзалов, аэропортов, мест отдыха, больниц, культурных учреждений, в гостиницах;
- не включать в ассортимент поштучные сигареты;
- не использовать стимулирующие маркетинговые приёмы — наборы, дополнительные товары, подарочные акции;
- обустраивать точки продаж не ближе чем в 100 метрах от образовательных учреждений;
- исключить онлайн-продажи и доставку;
- не рекламировать свои товары и бренды производителей;
- не продавать под видом табачных изделий любую другую продукцию.
Все правила лучше систематизировать, оформить в инструкцию и раздать её продавцам, чтобы они использовали её при реализации продукции и не допускали нарушений.
С июля 2020 года система маркировки «Честный знак» начала регулировать движение табачной продукции от производства до потребителя. Сегодня покупатель сам может проверить каждую пачку сигарет сервисе «Честный знак» и выяснить, подделка это или нет. Таким образом, маркируются:
- сигареты, папиросы;
- редкие виды продукции — сигариллы, биди, кретеки, черуты;
- табак для трубок;
- смеси для кальянов с табаком и без;
- жевательный и нюхательный табак.
В декабре 2022 года Постановлением № 86 аналогичные требования введены в отношении электронных устройств и жидких смесей для них по определённому перечню наименований.
Все особенности маркировки и список табачной продукции указаны в Постановлении Правительства № 224 от 28.02.2019 г. Для выполнения нормы вейп-шопы и лавки с сигаретами должны соблюдать несколько условий:
- получить цифровую подпись и вести электронный документооборот с поставщиками через специальные сервисы;
- установить онлайн-кассу с поддержкой соответствующего формата фискальных документов и автоматической отправкой тегированных кассовых чеков оператору фискальных данных (ОФД);
- зарегистрироваться в личном кабинете «Честного знака»;
- считывать маркировку с помощью 2D-сканера при отпуске товара.
Несоблюдение требований или продажа немаркированной продукции, как и товаров без акцизов, обернётся их полной конфискацией и штрафами.
Первая задача, которую нужно решить, — правильно выбрать место для торговой точки. Ликвидными считаются места с высокой проходимостью, например вблизи жилых микрорайонов, остановок общественного транспорта, рынков, развлекательных центров. Продажи могут оказаться ниже ожидаемых, если рядом будет много конкурентов, поэтому нужна предварительная конкурентная разведка.
Преимущество табачной продукции в том, что единственное ограничение при её хранении — повышенная влажность. Поэтому не нужны особые температурные режимы и освещение.
Второй важный вопрос — поставщики. Как правило, это компании, торгующие мелким оптом. Для начинающего бизнесмена есть риск столкнуться с продавцами контрафакта. Поэтому нужно изучить предложения с точки зрения цены и настороженно относиться к тем, где она слишком низкая. Все товары обязательно должны сопровождаться сертификатам и лицензиями.
Третий аспект — оборудование. Нужно обустроить торговый зал специальными витринами, закрытыми диспенсерами, стеллажами с подсветкой, красивую демонстрацию дорогих товаров: сигар, кальянов и различных аксессуаров. Сигареты — мелкий товар с большим оборотом, вести учёт остатков сложно, поэтому желательно установить специальное программное обеспечение (ПО). В обязательном порядке нужны кассовый аппарат и эквайринг.
Пункт 6.1 статьи 1.2 закона 54-ФЗ обязывает продавцов отправлять данные маркированной продукции с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ). Она должна быть оснащена фискальным накопителем, который в автоматическом режиме отправляет данные в ОФД. Общие параметры такой техники, в том числе особенности ПО, корпуса, функций, прописаны в пунктах 1 и 1.1 статьи 4 Закона.
Таким образом, рабочее место кассира в магазине сигарет оснащается:
- онлайн-кассой с форматом фискальных документов ФФД 1.2;
- кассовой программой, также рассчитанной на работу с ФФД 1.2;
- фискальным накопителем формата ФН-1.1М;
- 2D-сканером для считывания кодов маркировки Data Matrix.
ЮKassa работает с проверенными партнёрами, которые помогут подобрать онлайн-кассу нужных параметров, заключить договор с ОФД, а также подключить дополнительные удобные функции.
Переходный период назначался до 1 июля 2017 года. Отсрочка на год по нормам 54-ФЗ предусматривалась только для организаций на ПСН и ЕНВД. Однако в законе выявились разночтения для табачных магазинов, вейп-шопов и точек реализации алкоголя.
У бизнеса с соответствующими налоговыми режимами возникли вопросы по срокам перехода. По другой акцизной продукции — алкоголю — ситуацию быстро откорректировали правками в законе 171-ФЗ, а с сигаретами всё было сложнее. Разобраться помогли разъясняющие письма Минфина.
На сегодня фактически все сроки уже вышли. С 1 июня 2019 года у табачного бизнеса нет альтернативы — онлайн-кассы должны быть обязательно. Исключение составляют лавки и киоски в населённых пунктах, где нет доступной связи. Послабление действует только в том случае, если существуют соответствующие региональные законодательные акты.
Другой вопрос касается перехода с онлайн-касс другого формата на ФФД 1.2. Здесь ФНС в одном из писем разъясняла, что переходный период назначался до 1 февраля 2022 года. С этого момента все компании, реализующие маркируемую продукцию, должны перейти на новое оборудование — за исключением тех, кто купил другую кассу до нововведений. Они могут использовать её до конца срока эксплуатации.