Как открыть магазин одежды

Торговый зал магазина одежды
Изображение на Unsplash

Чтобы начать бизнес, важно изучить рынок, решить много организационных и стратегических вопросов. Магазин одежды — не исключение. В статье — пошаговая инструкция, как начать такой бизнес.

Шаг 1. Выбираем формат магазина

Магазины одежды отличаются друг от друга форматом, который определяет ассортимент, ценовую политику, аудиторию, способ взаимодействия с покупателями и т. д.

Например, магазин определенного бренда. Здесь можно найти изделия только одного производителя. Как правило, это целая сеть похожих друг на друга магазинов. Организация работы здесь максимально стандартизирована, поэтому во всех торговых точках можно встретить похожий сервис и атмосферу. Часто такие магазины имеют постоянный круг клиентов, стремящихся покупать качественные вещи.

Таких покупателей привлекают и шоурумы — небольшие эксклюзивные магазины, где продаётся штучная дорогая одежда. Здесь всегда на высоте обслуживание, атмосфера роскоши и высокая наценка.

И, наоборот, в мультибрендовых магазинах более широкий круг покупателей, так как ассортимент состоит из бюджетных вещей, на которые ориентирован массовый потребитель.

Ценовая политика мультибрендовых магазинов может сильно отличаться. Здесь продают и довольно качественные вещи сегмента «эконом», и откровенно дешёвую продукцию от неизвестных производителей.

Также популярны специализированные магазины, где продаётся определенный вид одежды. Например, магазин деловой или верхней одежды, нижнего белья или магазин для беременных.

Для вещей, которые оказались не востребованы, существуют стоковые магазины или аутлеты. Здесь можно купить неплохие вещи с большими скидками, так как эти изделия уже не соответствуют трендам.

Отдельно стоит сказать о таком специфическом формате магазина, как секонд-хенд. Здесь можно найти продезинфицированные поношенные вещи по бросовым ценам, иногда даже на развес.

Среди такого разнообразия особняком стоят магазины по франшизе. Начинающих предпринимателей этот вариант привлекает тем, что многие организационные вопросы решает франчайзер. Как правило, это известная марка одежды, которая не нуждается в дополнительной рекламе и продвижении. Нужно найти только помещение, а остальные организационные вопросы уже решены — не нужно думать о бизнес-процессах, договариваться с поставщиками, продумывать ценовую политику, закупать рекламу и т. д. При этом есть ответственность перед продавцом франшизы. Нужно делать ежемесячные взносы и соблюдать правила работы. В случае нарушения условий франчайзер может оштрафовать или расторгнуть контракт.

Шаг 2. Анализируем конкурентов

Первое, что нужно сделать перед открытием магазина, — изучить конкурентов. Найти основных можно в интернете, а ближайших лучше посетить лично. Так получится составить более полное представление о том, чем можно выделиться на их фоне.

Нужно внимательно проанализировать ассортимент, цены и в целом работу конкурентов. Важно все — от обслуживания до режима работы и способов оплаты.

Определите товары, которые есть в каждом магазине — это то, что пользуется спросом, и, наоборот, подумайте, чего не хватает.

Для удобства занесите все данные в таблицу. Составьте ее в свободной форме, но так чтобы по каждому магазину у вас была наглядная информация: месторасположение, локомотивные товары, цены, преимущества и недостатки. Чем тщательнее подойдете к анализу, тем больше шансов, что вы сможете нащупать незанятую нишу и привлечь к себе покупателей.

Шаг 3. Анализируем целевую аудиторию

Целевая аудитория — это покупатели, которые захотят покупать ваш товар. Если понять, что именно они хотят, успех гарантирован.

Лучше всего составить подробный и максимально реалистичный портрет ваших будущих клиентов. Идеально, если получится представить конкретного человека: пол, возраст, интересы, мировоззрение, почему он будут выбирать именно вашу одежду — за удобство или статусность, а, может быть, им будет двигать желание не отставать от трендов и т. д.

Скорее всего, у вас получится составить несколько образов типичных покупателей для вашего магазина. Выделите тот, который, по вашему мнению, будет приносить больше прибыли, и при составлении ассортимента ориентируйтесь на него. Более точное понимание покупателей придёт в процессе работы магазина.

Уделите этому этапу подготовки столько времени, сколько сможете. Удачное попадание в целевую аудиторию — залог успеха.

Шаг 4. Выбираем место для магазина

Входная группа магазина одежды
Изображение на Unsplash

Проще всего арендовать помещение в торгово-развлекательном центре, ведь там большой поток покупателей гарантирован. Однако и у отдельного магазина есть свои преимущества. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее.

В торговом центре помещение полностью готово к открытию — его не нужно приводить в порядок и ремонтировать. Достаточно закупить необходимую мебель и оборудование.

Однако владельцы ТЦ будут диктовать режим работы — он не должен отличаться от времени работы центра. Открыться раньше или закрыться позже не получится. А если магазин открылся с опозданием, возможны штрафы со стороны администрации – важно, чтобы в часы работы ТЦ были открыты все бутики.

Арендная плата в торговых центрах обычно высокая. Сравните стоимость аренды в разных ТЦ или в разных частях одного торгового центра.

В случае с собственным помещением будьте готовы к большим расходам на старте — ремонт помещения, оформление заметной вывески, уличных конструкций. Если планируется маленький магазин бюджетной одежды, то достаточно освежить помещение, чтобы в нем было светло и аккуратно. Для этого покрасьте стены, подберите соответствующее освещение.

Важно, чтобы магазин находился в проходном месте, а еще лучше — с выходом на оживлённую улицу. Если открывается магазин класса масс-маркет, то лучше расположиться около остановок общественного транспорта, для спортивных — около фитнес-центров, то есть там, где вероятнее всего находится ваша целевая аудитория.

Шаг 5. Выбираем поставщика

Перебои с поставками могут привести к пустым полкам, а значит, к потере доходов. Лучше иметь не одного, а нескольких поставщиков. Если с одним возникнут сложности, другой подстрахует.

Искать поставщиков можно общедоступными способами — в интернете по запросам «поставщики одежды», «купить одежду оптом», «фабрики одежды», «производители одежды», а можно воспользоваться услугами эксперта-байера. Это специалист, который профессионально занимается организацией оптовых поставок. Он подберет поставщика с самыми выгодными условиями, а также сделает закупки.

Не стоит сразу стремиться работать с китайскими поставщиками. Цены на их товары ниже, но придётся закупать большие партии и долго ждать. На зарубежных поставщиков стоит обратить внимание, когда уже налажен стабильный товарооборот. Зная вкусы своих клиентов, вы сможете с помощью импортных вещей расширить ассортимент.

Шаг 6. Составляем бизнес-план

Если подсчитать расходы на старте довольно просто, то рентабельность и срок окупаемости прогнозировать сложнее. Нужно рассчитать средний чек, объёмы продаж, расходы на ведение бизнеса.

Бизнес-план помогает понять срок, когда окупятся вложения, и включает в себя все регулярные расходы и доходы бизнеса. Вряд ли получится придерживаться намеченных цифр полностью, но вам проще будет оценить, насколько успешен бизнес и вовремя принять меры.

Срок окупаемости может быть от одного до трёх лет, а структура расходов у розничных магазинов примерно следующая:

  • аренда помещения;
  • ремонт;
  • кассовое и торговое оборудование;
  • закупка товара;
  • реклама;
  • оплата труда персонала;
  • прочее.

Суммы, в зависимости от конкретного бизнеса, могут отличаться довольно сильно. На это влияет площадь помещения, ценовой сегмент одежды и многое другое.

Шаг 7. Регистрируем бизнес

ИП открыть проще, чем ООО. Для открытия ООО нужно подготовить учредительные документы, внести минимальный уставной капитал — 10 000 рублей, а ИП зарегистрировать можно за один день — на сайте ФНС, портале «Госуслуги» или даже при открытии расчётного счёта в банке.

Главный минус ИП — полная имущественная ответственность в случае банкротства. Это значит, что личное имущество (квартира, автомобиль) может быть изъято в счёт погашения долгов.

ООО отвечает по своим обязательствам только уставным капиталом и имуществом на балансе юридического лица. Также не нужно платить налоги, если бизнес сработал в убыток. Но и деньги с расчётного счёта просто так не снимешь — нужны основания, например выплата налогов.

Самозанятые могут открыть магазин, только если сами производят товар, который продают.

При регистрации вам нужно определиться с кодами ОКВЭД и указать их в документах. ОКВЭД — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Код присваивается каждому виду деятельности, чтобы ФНС было проще контролировать уплату налогов.

Розница в торговле использует следующие коды:

  • 47.71 — «Торговля розничная одеждой в специализированных магазинах»;
  • 47.71.1 — «Торговля розничная мужской, женской и детской одеждой в специализированных магазинах».

Шаг 8. Выбираем систему налогообложения

Есть несколько режимов налогообложения:

  1. ОСН — 20% НДС и 13% НДФЛ на прибыль.
  2. УСН — единая ставка 6 или 15%.
  3. АвтоУСН — единая ставка 8 или 20%, без страховых взносов.
  4. ПСН — фиксированная стоимость патента.

Можно выбрать любой с учетом некоторых ограничений. Рассмотрим их подробнее.

ОСН

Полное название: общий режим налогообложения. Это базовый и самый сложный налоговый режим. Действует для всех предпринимателей по умолчанию. Особенности: несколько видов налогов, подача декларации ежеквартально, для ведения отчётности нужен бухгалтер.

Кому работать нельзя: ограничений нет.

Кому подходит: ИП, работающим с НДС. В некоторых видах деятельности необходим этот режим, чтобы проводить взаимозачеты НДС с контрагентами.

Обязателен для ИП, у которых:

  • доход более 200 млн рублей в год;
  • работает более 130 сотрудников.

Налоговая ставка:

  • НДС 0, 10 и 20%;
  • НДФЛ 13%;
  • налог на имущество 2,2%;
  • земельный и транспортный налоги.

Взносы в Социальный фонд России: за себя и сотрудников. Можно включить в состав расходов, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу.

Что еще нужно знать: можно совмещать с патентной системой налогообложения.

УСН

УСН выбирает большинство предпринимателей за простоту отчетности и выгодную налоговую ставку.

Кому работать нельзя: все виды деятельности, которые указаны в статье 3 Федерального закона 17-ФЗ, в том числе торговля подакцизным товарам.

Кому подходит: ИП с доходом до 150 млн рублей и количеством сотрудников не более 100 человек.

Налоговая ставка зависит от способа расчёта налоговой базы:

  • 6% от общего дохода;
  • 15% от разницы дохода и расхода (доход минус расход).

Как выбрать: понять сумму расходов.

Чем больше расходов, тем выгоднее использовать режим «доход - расход». Возьмем ситуацию, где:

  • доходы — 15 млн;
  • расходы — 14,5 млн.
Метод расчета
Сумма налога, млн руб.
6%. База — общий доход
15 × 6% = 0,9
15%. База — доход минус расход
(15 - 14,5) × 15% = 0,075
Правило 1%
15 × 1% = 0,15. 0,15 млн — это минимальный налог для доходно-расходного УСН. ИП заплатит именно столько, несмотря на то, что от налогооблагаемой суммы он должен меньше — 0,075 млн

Расходы, которые можно вычитать из доходов, перечислены в ст. 346.16 НК РФ.

Ставка увеличивается при превышении лимитов.

Доход за год и численность
УСН доход, %
УСН доход минус расход, %
До 150 млн рублей. До 130 человек.
6
15
От 150 до 200 млн рублей. От 100 до 130 человек.
8
20

Взносы в Социальный фонд России: за себя и сотрудников. Можно включить в состав расходов, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу.

Что еще нужно знать:

  1. Один налог вместо НДФЛ, НДС и налога на прибыль.
  2. Простая отчётность: декларация один раз в год, уплата налогов ежеквартально.

АвтоУСН

Экспериментальная система налогообложения, которая проходит обкатку в Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Проект продлится до 31 декабря 2027 года. АвтоУСН во многом повторяет УСН.

Ставка налога больше, но здесь не нужно платить взносы по социальному страхованию. Что выгоднее — УСН или АвтоУСН — зависит от бизнеса, и нужно считать оба варианта.

Взносы в Социальный фонд России: нет.

ПСН

Еще один специальный режим налогообложения, где сумма налога известна заранее и не зависит от полученного дохода. Суть в том, что предприниматель как бы покупает право на ведение деятельности сроком от 1 до 12 месяцев. Например, патент на 2023 год для магазина площадью менее 50 кв. м будет стоить 28 405 рублей.

Кому работать нельзя: предпринимателям, торгующим подакцизными товарами, а также товарами, подлежащими обязательной маркировке (лекарственными препаратами, изделиями из натурального меха и др.).

Розничная торговля и общепит могут работать на патенте при соблюдении условий по типу и площади торгового помещения.

Полный список тех, кто не может работать на патенте, приведён в статье 346.43 Налогового кодекса РФ.

Кому подходит: ИП с доходом до 60 млн рублей в год и количеством работников до 15 чел. В основном это оказание бытовых услуг, розница, компьютерные разработки.

Налоговая ставка: стоимость патента проще всего рассчитать с помощью специального калькулятора ФНС.

Взносы в Социальный фонд России: нет.

Что еще нужно знать: можно совмещать с УСН. Актуально, когда ИП развивает несколько видов деятельности.

Коротко о главном

  1. Определите нишу, в которой хотите работать.
  2. Изучите конкурентов и целевую аудиторию.
  3. Выберите помещение с учетом проходимости.
  4. Зарегистрируйте бизнес и выберите наиболее выгодный режим налогообложения.

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор