Как открыть цветочный магазин
Цветочный бизнес — сфера интересная и прибыльная, но здесь также большой риск прогореть. Дело могут начинать те, кто не боится конкуренции и готов креативно подходить к работе. Главная задача — создать концепцию, которая будет с уникальным предложением, собственной философией и вдумчивым сервисом. Рассказываем, что нужно учесть на организационном этапе, чтобы старт прошел максимально безболезненно.
На первый взгляд кажется, что в любом, даже маленьком провинциальном городе, переизбыток цветочных торговых точек. Но на практике им не всегда удается закрыть спрос. Это связано с ожиданиями аудитории — кому-то достаточно букета без претензии на оригинальность, а другим нужны эксклюзивные цветы. Поэтому, прежде всего, будущий предприниматель должен проанализировать запросы людей и сформировать целевую аудиторию, на которую он будет ориентировать наполнение магазина. Это поможет правильно составить ассортимент, выбрать место и сформировать ценники.
Цветы — универсальный круглогодичный товар с пиковыми всплесками продаж в определенные праздничные дни. Поэтому в сфере легко прогнозировать объемы торговли, регулировать закупку сырья. Но в этом же заключаются и риски. Если недостаточно внимания уделить продвижению и переоценить свои возможности перед пиковым сезоном, есть вероятность понести серьезные убытки из-за нераспроданных объемов.
Кроме того, букеты хранятся около недели, непроданные придется списывать. Это неизбежная издержка, которую в большинстве случаев закладывают в среднюю стоимость одной композиции. Так уравновешиваются потери.
Среди покупателей есть разные категории, но, как правило, это:
- те, кому нужен букет по поводу дней рождения, свадьбы и других событий;
- мужчины, которые покупают цветы в качестве знака внимания женщинам;
- сотрудники компаний, которые приобретают интерьерные цветочные композиции;
- женщины в поисках интересных решений из цветов для декора дома.
В идеале в ассортимент нужно включить предложения разного формата:
- бюджетные для покупок по-быстрому;
- дорогие сложные цветочные композиции.
В целом все зависит от места — если это крупный мегаполис, а точка расположена в престижном деловом районе, можно сделать акцент на премиальных букетах. Цветочный магазин в маленьком городе рассчитан больше не бюджетные цветы. Это же влияет на средний чек: в мегаполисе он может составлять 3000‒7000 рублей, а на периферии стандартная покупка не превышает 2000 рублей. Увеличивать сумму в чеке можно с помощью сопутствующих товаров — открыток, воздушных шаров, мягких игрушек и прочих подарочных атрибутов.
Для начинающего бизнесмена в цветочной сфере, как правило, есть два варианта работы:
- как самостоятельная единица;
- по франшизе от имени известного бренда.
В первом случае нужно глубокое изучение специфики направления, поиск поставщиков, знание нюансов продукции и законов цветочного рынка. Это потребует больше усилий, но при этом даст и больше свободы действий с точки зрения подходов к продажам, концепции, сервису.
Франшиза — это готовая бизнес-модель со всеми необходимыми инструкциями и регламентами. Работать придется не меньше, но под рукой будут уже отработанные алгоритмы, поэтому вероятность успеха высока. Однако внести какие-то свои коррективы в предоставленную модель не получится. Франчайзер должен будет строго соблюдать все рекомендации и, кроме того, выплачивать ежемесячно приличные суммы роялти. Паушальный взнос на старте также станет частью общих расходов на открытие.
Среди цветочников есть также категория производителей, которые сами в теплицах выращивают разные сорта цветов, а затем реализуют их в собственных торговых точках. У них, как правило, ниже цена букетов, но и целевая аудитория своя, потому что ассортимент в большинстве случаев ограничен.
Основу вложений в оснащение магазина составит покупка холодильного оборудования. Именно оно позволит уменьшить списания благодаря правильному хранению цветов. На холодильники нужно заложить около 450 тыс. рублей. В остальном это различная торговая мебель, стеллажи, кассовая стойка, рабочая поверхность для флориста, а также инструменты и расходники. На них нужно предусмотреть еще от 100 до 300 тыс. рублей.
Важный элемент законной торговли — кассовое оборудование. Это не только необходимость, но и удобство. Онлайн-касса и торговый эквайринг позволят принимать официально безналичные платежи, в том числе по СБП, а также быстро обмениваться данными с банками и контролирующими органами. Можно самостоятельно настроить кассовую систему, установить кассу, подключить платежные сервисы либо выбрать готовые решения для разных сфер бизнеса.
С цветами не все так просто, как кажется. Здесь тоже действуют санитарные нормы, а к происхождению сырья могут возникнуть вопросы у Роспотребнадзора. Поэтому поставщик должен быть проверенным, способным представить документы о соответствии фитосанитарным нормам и отсутствии различных вредителей на растениях.
Как правило, работа с поставщиками достаточно налажена. За каждым заказчиком закреплен менеджер, который помогает формировать наполнение заказа, при необходимости оперативно менять позиции или делать дозаказ. Возможна работа по предзаказу или фактическая закупка из наличия на складе. Второй вариант интересен тем, что позволяет разнообразить ассортимент при наличии интересных предложений здесь и сейчас.
При больших объемах закупки поставщики часто предоставляют скидки, поэтому большую часть цветов лучше закупать в одном месте при условии товара надлежащего качества и выгодных закупочных цен. При этом первая закупка должна состояться не раньше, чем в магазине будет полностью настроено холодильное оборудование, а открывать планируется со дня на день.
Выбор места зависит от концепции и портреты целевой аудитории. Если будущий магазин рассчитан на премиум-сегмент, в качестве локации выбирают деловые центры, новые жилые комплексы бизнес-класса. Для средней цены букетов подойдут спальные районы, людные места. Как правило, рядом есть остановки общественного транспорта, круглосуточные магазины, социальные объекты.
Нужно сразу понимать, сколько места в торговом зале займет холодильник, поэтому общая площадь помещения нужна от 25 м². В нем обязательно должна быть подключена центральная вода, чтобы своевременно менять воду в емкостях с цветами. Плюсом станем стеклянная витрина, в которой можно привлечь внимание покупателей красивыми композициями. Конструкция должна предусматривать установку сплит-систем и привлекательной входной группы.
В этом вопросе есть важный нюанс — все желания собственника магазина могут быть ограничены регламентами местной администрации. Поэтому дизайн вывески обязательно подлежит согласованию с архитектурным отделом. Могут быть строгие параметры по цветовой гамме, размерам, используемым шрифтам, поэтому придется найти «золотую середину» между созданной концепцией и нормативными документами. Самовольная установка вывески приведет к штрафам. Для ИП это 3000‒5000 рублей и принудительный демонтаж конструкций.
Кроме того, вывеска — это не просто прихоть, а обязательный атрибут для любой торговой точки. Она информирует покупателей о названии магазина, режиме его работы и владельце.
В цветочном бизнесе возможны три формы регистрации:
- ООО — используется редко, потому что предполагает сложную бухгалтерию и отчетность. Это не рационально для магазина цветов, подойдет только в случае крупной сети и партнерской схемы.
- Самозанятость дает удобную систему налоговых ставок и минимум отчетности, но также отличается некоторыми ограничениями. Так, продавать можно либо только выращенные собственными силами цветы, либо букеты, собранные из перекупленных цветов. Во втором случае цветы будут считаться сырьевым материалом, купленным для работы, но продать их поштучно нельзя.
- ИП — наиболее предпочтительная форма. Простой учет, приемлемые налоговые ставки и минимум ограничений в формате работы. Поэтому большинство цветочных магазинов работают в формате индивидуального предпринимательства.
При регистрации нужно также правильно указать коды ОКВЭД. Для цветочных магазинов это, как правило, 47.76, 47.76.1, 01.30. Если запланированы дополнительные услуги, например, доставка букетов, упаковка подарков, продажа сувениров, нужно включить коды 47.78.3, 64.12, 82.92.
Если планируемый доход магазина не будет превышать в 265,8 млн рублей, а количество сотрудников не окажется больше 130, можно выбрать упрощенную систему налогообложения (УСН). Он возможен в двух формах:
- «Доходы» — учитывает общую сумму доходов, с которых взимается налог 6%;
- «Доходы минус расходы» — удобен, если при вычитании расходов снижается налогооблагаемая база. С остатка высчитывается 15% налога.
Ставки могут отличаться в регионах, поэтому обо всех региональных льготах нужно уточнять в местной налоговой инспекции при регистрации.
ИП также могут работать по патентной системе. Главные условия — доход не более 60 млн в год и до 15 человек в штате. При этом продавать цветы можно будет только физлицам и только офлайн. В этом случае предприниматель платит единую фиксированную сумму за год, которая рассчитывается на основе разных бизнес-параметров. Калькулятор есть на официальном сайте налоговой службы.
ОСНО в цветочной сфере встречается только в крупных федеральных сетях, потому что обычно небольшие магазины не превышают лимиты УСН.
Онлайн-торговля предполагается практически те же организационные особенности, что и живая точка. Не слишком отличаются в этом случае суммы стартового бюджета, потому что в любом случае нужно помещение, в котором будут храниться цветы, а флористы ― собирать заказанные букеты. Кроме того, придется включить в штат курьеров. При этом исключаются расходы на дизайн, вывеску, привлекательную входную группу. Также помещение не обязательно должно быть в проходимом месте с высокой стоимостью аренды.
Некоторым клиентам удобнее оплачивать заказ курьеру, поэтому в числе оборудования приобретается мобильная онлайн-касса.
В остальном предпринимателю нужно пройти все те же этапы:
- регистрация;
- подбор помещения и покупка оборудования;
- поиск поставщиков;
- продвижение.
В бизнес-плане анализируется сегмент рынка в целом, составляется портрет покупателя, проводятся детальные расчеты и прогнозируются темпы роста. В сети можно найти много шаблонов плана и доработать их. Но лучше все же обращаться к опыту людей, которые понимают в этом вопросе.
Для цветов особенно актуальна онлайн-реклама, поэтому прежде всего стоит задействовать социальные сети. Можно завести аккаунты на нескольких платформах, которые учитывают интересы разных слоев целевой аудитории. Для оформления страниц привлекают профессиональных маркетологов. Они смогут создать нужное визуальное решение, текстовый контент и общую концепцию бренда в сети. Например, ВКонтакте позволяет оформить полноценный интернет-магазин с указанием цен, каталогом товаров, обратной связью и прочими атрибутами электронной торговли.
По-прежнему в числе лидирующих каналов продвижений числится сайт. Правильно оформленная веб-страница действительно дает хорошие результаты по продажам. Именно здесь подключается оформление заказа онлайн и его доставка по нужному адресу. Здесь также понадобится онлайн-касса и интернет-эквайринг. При этом в некоторых сервисах бывают выгодные бонусы, например, ЮKassa дает промокод с хорошей скидкой на продвижение с Яндекс.Бизнес. Это позволит вывести сайт в топ поисковых сервисов, а также обозначить магазин на картах, где покупатели часто ищут ближайшие предложения по запросу. Кроме того, отлично работает реклама у блогеров и в местных СМИ, а также рассылка в паблики, форумы и чаты.
Цветочный магазин — сфера с высокой конкуренцией, потому что редко кто выходит из нее без веских оснований. Бизнес перспективный и интересный. Главное для тех, кто только открывается, соблюсти все законы, сделать правильные расчеты и включиться в дело с энтузиазмом.