Инвентаризация алкоголя в ЕГАИС

Все участники оборота алкогольной продукции — производители, поставщики, розничные торговые точки — обязаны проводить инвентаризацию: контролировать соответствие фактических остатков алкоголя на складах с данными в системе ЕГАИС.

Расскажем, как провести инвентаризацию в ЕГАИС и правильно внести информацию в регистр.

Как товар учитывается в ЕГАИС

Все события по обороту алкоголя фиксируют в ЕГАИС ежедневно.

Производители при отгрузке продукции формируют справку к товарно-транспортной накладной, импортёры — справку к таможенной декларации. На основании этих документов в системе формируется база данных ввода алкоголя в оборот. В справках содержится информация о марках, количестве, производителях и импортёрах товаров.

ЕГАИС проводит маркировку каждой единицы и присваивает алкокод — уникальный идентификатор, сопровождающий товар на всём пути перемещения к конечному потребителю. По этому коду перемещают товар по цепочке посредников, а также продают и списывают. В результате получается непрерывный контроль за товаром на протяжении всего жизненного цикла. Фактические остатки на складах всегда должны соответствовать указанным в товароучётных программах и ЕГАИС.

Расхождения чаще всего возникают из-за ошибок в учёте.

Списать после инвентаризации крепкий алкоголь в ЕГАИС не представляет труда, так как каждая бутылка на счету. Каждую позицию идентифицируют по акцизной марке или ФМС, и при продаже товар автоматически выбывает из системы.

С пивом не так — штрихкоды у всех бутылок одинаковые, поэтому товар без маркировки при инвентаризации считают по количеству в разрезе алкокодов.

Последствия неправильного учёта алкогольной продукции

ЕГАИС — это глобальная государственная база данных об алкоголе, который находится на территории России. Она нужна, чтобы сделать этот рынок прозрачным и контролировать весь жизненный цикл каждой позиции от производства до продажи покупателю в магазине. Отправить запрос и получить информацию о пути конкретной бутылки, можно с помощью одной кнопки.

С 2023 года ведётся поштучный учёт крепкого алкоголя. Слабоалкогольные напитки — пиво, сидры, пуаре — проходят завершающие этапы по внедрению сплошного учёта.

Оборот алкогольной продукции регламентирован Федеральным законом № 171-ФЗ от 22.11.1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

За выявленные нарушения статьёй 14.19 КоАП РФ предусмотрена конфискация товара и штрафы:

  • от 10 до 15 тыс. руб. — для сотрудников;
  • от 150 до 200 тыс. руб. — для компаний.

Также можно лишиться лицензии на продажу алкоголя, если обнаружится торговля напитками, информации о которых нет в регистре ЕГАИС (пп. 13 п. 3.1 ст. 20 Федерального закона 171-ФЗ).

Работа с системой автоматизирована: отправить запрос можно, нажав одну кнопку в учётной программе.

Порядок проведения инвентаризации алкоголя пошагово

У участников оборота нет обязательства проводить инвентаризацию, есть лишь требование контролировать соответствие фактических остатков с информацией в ЕГАИС. Периодичность проведения инвентаризации законодатели оставили на усмотрение бизнеса. Но чем чаще предприниматели будут её проводить, тем проще будет идти работа с алкоголем. Быстрее получится выявлять причину расхождений, минимизировать товарные потери, выравнивать баланс.

Повторимся — инвентаризация крепкого алкоголя проводится с обязательным сплошным сканированием маркировки, а пиво и слабоалкогольную продукцию считают по количеству.

Алгоритм приведения данных в соответствие следующий:

  1. Полностью остановите торговлю — в учётных программах и фактическую. Закройте кассовую смену.
  2. Проверьте, что все акты по приёму, перемещению или списанию товара проведены, а поступившие товары верно разнесены по регистрам.
  3. Отправьте запрос ведомости ЕГАИС в собственной товароучётной системе. Это можно сделать, нажав на кнопку «Выполнить обмен». Запрашивать остатки в ЕГАИС можно так часто, как требуется. Если в данных появились изменения, то обновите документ.
  4. Посчитайте товар на складах и в торговом зале. После — занесите фактические остатки в программу учёта, чтобы увидеть недостачи и излишки по каждой позиции.

После инвентаризации, нужно провести работу по устранению ошибок.

При обнаружении недостач:

  • если найдена ошибка в складском учёте, то оприходовать недостающий товар;
  • если бутылки разбиты, украдены или повреждены ФСМ — сделать списание товара и составить соответствующий акт.

При обнаружении излишков:

  • если найдена ошибка в складском учёте, то списать излишне учтённый товар, сопроводить процесс актом;
  • если продукция не учтена в ЕГАИС, то поставить бутылки на баланс.

Частая ошибка в работе с регистром — некорректно оформленные товарные карточки. Старайтесь найти карточки на похожий товар (например, от другого производителя). Если при инвентаризации заметите, что есть несколько карточек на один и тот же товар или остатки отражаются на разных учётных карточках из-за ошибок, корректируйте и объединяйте несколько карточек в одну.Все участники оборота алкогольной продукции — производители, поставщики, розничные торговые точки — обязаны контролировать соответствие фактических остатков алкоголя на складах с данными системы ЕГАИС.

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

5
<<<<<

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор