Как загрузить бизнес в несезон
У многих компаний есть товары или услуги, спрос на которые меняется в разное время года. В статье вы найдете идеи, как сохранить прибыльность в межсезонье.
Если продажи основного продукта или услуги не дают выручки круглый год, то дополни ассортимент другими позициями. Это могут быть сопутствующие товары (услуги) или продукция, которая будет пользоваться короткий период времени. Вот несколько примеров.
— Мороженое летом продается в три раза лучше, чем зимой. Чтобы не терять в продажах, владелец ларьков стал продавать в зимний период замороженные мясные полуфабрикаты. Данные продукты хранят в тех же морозильных камерах, что и мороженое.
— Производитель меда испытывал падение продаж в летний сезон, когда много свежих фруктов и овощей. Компания расширила ассортимент, добавив в линейку продуктов соусы, крема и масла, сделанные на основе меда.
— Фитнес-клуб, чтобы поднять спрос в осенний сезон, придумал турбо-программу «Звезда новогодней вечеринки» — членам клуба обещали максимальное преображение к новогодним праздникам.
— Производитель шкафов и кухонь к летнему сезону разрабатывает специальные модели, которые подходят для дачи. Например, выпустил недорогой вариант шкафа высотой 2,6 метра — он удобен для небольшого загородного дома, где часто не хватает свободного пространства.
— Производитель игрушек в несезон предлагает сетевым магазинам приобрести небольшие игрушки, которые можно дарить клиентам для «подарков за покупку».
Предлагай клиентам скидку, если он оформит заказ в низкий сезон. Например, производитель кирпича предлагает услугу — «Договор будущего», по которому заказчик не только получает скидку, но и может бесплатно хранить продукцию на складе производителя до наступления сезона. Продавец франшиз на УФ-печать предлагает клиентам рассрочку платежа, если они сделают заказ в низкий сезон. Поставщик игрушек летом проводит рекламные акции, чтобы привлечь изготовителей сувенирной продукции и рекламные компании. В это время они активно работают со своими клиентами, предлагая оформить заказ на сувенирную продукцию к Новому году.
Если в вашем регионе наступил спад продаж, то в других частях России, возможно, самое время для продажи вашей продукции. Например, поставщик велосипедов в осенне-зимний сезон активно сотрудничает с магазинами, расположенными на юге России — там велосипедный сезон длится почти круглый год. Также имеет смысл изучить северные регионы нашей страны — здесь предпочитают закупать товар зимой, так как замерзают водоемы, что облегчает логистику. Товар можно доставить автотранспортом кратчайшим путем.
Если вы владеет магазином в крупном городе, то в летний период стоит задуматься о начале продаж в областных населенных пунктах — 30% жителей переезжает загород с конца весны до середины осени. В деревнях можно организовать продажу товаров с машины.
Еще стоит попробовать выйти в корпоративный сегмент. Производитель меда, помимо того, что расширил ассортимент, вышел на B2B-рынок — стал поставлять продукцию в массажные салоны, кулинарии, салоны красоты, бани.
Как правило, в несезон клиенты не отказываются от товара, они просто начинают потреблять его в меньших количествах. Например, люди хотят похудеть, поэтому едят меньше хлебобулочных изделий в летний период. Пойдите клиенту навстречу — уменьшите размер упаковки. Так, производитель напитков в летний сезон стал выпускать соки, упакованные в пакеты по 0,25 мл.
Или воспользуйтесь идеей производителя окон. Люди бояться менять окна зимой, считая, что помещение охладится и может пострадать мебель, отделка. Чтобы снять этот страх, компания создала на сайте раздел «Узнайте, как поставить окна зимой и не замерзнуть». Производитель обещает закрыть на время установки оконный проем специальным занавесом и дать заказчику скидку в 35%.
Если у вас есть производственные мощности, то попробуйте сдать их в аренду или предложите заказчику выпустить партию продукции специально для него. Например, производитель летней одежды в низкий сезон отшивает униформу для заказчиков. При этом он предлагает работать как с собственным сырьем, так и с давальческим.
Играйте с ценниками и ассортиментом — выбирайте хиты продаж и позиции, спрос на которые нужно подтянуть. Проведите акцию среди клиентов — скажи слово «Весна» («Лето», «Зима», «Осень») и получи скидку 30%. Предложите дополнительную услугу тем, кто купит несезонный товар. Например, продавцы шуб в летний период, помимо скидок, предлагают клиентам бесплатную подгонку изделия и хранение. Если вы продаете зимнюю технику, то предложите клиенту бесплатную доставку.
Изучите календарь и предлагай товар с привязкой к праздникам. Так поступает поставщик меда. Он разрабатывает подарочные наборы для учителей, дизайнеров, парикмахеров, врачей и др. специалистов, которые отмечают профессиональные праздники осенью. Если работаете на молодую аудиторию или в премиальном сегменте, то пригодится День улыбок (7 октября), День спасибо (11 января).
Разрабатывайте новые коллекции в мертвый сезон. Производитель кухонь в низкий сезон разрабатывает мебель, которая поступает в продажу весной.
Закупайте продукцию, которая должна быть на складе, но срок доставки занимает долгое время. Аналогично могут поступать и производители. Например, завод по выпуску стройматериалов в несезон переключает производство на выпуск артикулов, которые затратны в настройке, но которые должны быть на складе.
Проводите исследование среди целевой аудитории, выясните, каких товаров им не хватает. Пообщайтесь с ушедшими клиентами. Также несезон — отлично время для тестирования новых товаров или услуг.
Наведите порядок в компании, на производстве, сделайте ремонт, если он необходим.
Проведите оценку персонала, выясните, обладают ли сотрудники навыками, которые нужны для реализации стратегии на ближайший год или сезон. Обучите сотрудников.
Обзвоните холодных клиентов. Предложите бесплатную услугу. А после, в сезон, вы сможете продать таким клиентам свои товары или услуги.
Изучите поставщиков, для которых, как и для вас, наступил мертвый сезон. Воспользуйтесь падением спроса и закупите у них сырье или товары со скидкой.