Жители ЦФО стали в 15 раз чаще покупать одежду у маленьких брендов — ЮKassa
В 2022 году жители Центрального федерального округа (ЦФО) РФ стали гораздо чаще покупать одежду, обувь и другие товары в маленьких магазинах (с оборотом до 800 тысяч рублей в месяц).
Об этом свидетельствуют результаты исследования ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney). Аналитики изучили онлайн-платежи пользователей в магазинах разных сегментов — малого, среднего и крупного — и сравнили показатели за 2022 год с показателями за 2021-й.
Одежда и обувь
По данным ЮKassa, в 2022 году самый заметный рост в ЦФО показали маленькие магазины одежды для мужчин и женщин (с оборотом до 800 тысяч рублей в месяц). Их обороты выросли почти в 25 раз год к году, количество платежей — в 15,5 раза, а средний чек — на 60%, до 7 126 рублей.
В среднем сегменте (с оборотом до 6,4 млн в месяц) эта категория товаров тоже существенно выросла. Так, обороты стали в 16,6 раза больше, количество платежей увеличилось втрое, а средний чек вырос в 5,6 раза, до 16 742 рублей.
Рост есть и в крупных магазинах одежды и обуви (от 6,4 млн рублей оборота в месяц), но не такой большой. Обороты этих магазинов стали в 2022 году на 88% больше, чем в 2021-м, количество платежей выросло на 93%, а вот средний чек снизился на 3%, до 13 777 рублей.
«Такая динамика в малом и среднем сегментах связана с изменениями на рынке: крупные иностранные производители ушли из России, и их место поспешили занять локальные фэшн-бренды. В 2022 году таких магазинов стало гораздо больше — не только в столицах, но и в регионах», — говорит Дмитрий Кармишин, коммерческий директор ЮMoney.
Охота и рыбалка
Ещё одна категория товаров, которые стали чаще покупать в небольших магазинах, — это товары для охоты и рыбалки. По данным ЮKassa, в прошлом году в ЦФО обороты маленьких магазинов с такими товарами выросли в четыре раза, количество платежей увеличилось на 143%, а средний чек — на 65%, до 9 112 рублей. В среднем сегменте эти магазины показали ещё больший рост. Обороты стали больше в 9,7 раза, количество платежей выросло в 8,8 раза, а средний чек увеличился на 10% и составил 17 070 рублей.
Зоомагазины с лекарствами
По данным ЮKassa, в 2022 году в ЦФО также выросли обороты маленьких зоомагазинов с продажей ветеринарных препаратов — в 5,1 раза. Количество платежей увеличилось по сравнению с 2021 годом на 152%, а средний чек — на 103%, до 5 914 рублей.
При этом большие и средние зоомагазины с ветеринарными препаратами столкнулись с падением оборотов. В среднем сегменте они упали на 22%, а в крупном — на 93%. Число платежей уменьшилось на 1% и 86% соответственно. Средний чек тоже стал меньше, чем в 2021 году: в среднем сегменте он сократился на 21% (6 169 рублей), а в крупном — на 48% (6 384 рубля).
БАДы и спортивное питание
В то же время БАДы и спортивное питание жители ЦФО предпочитают покупать у крупных продавцов. За год обороты больших магазинов с БАДами и спортивным питанием выросли в 8,4 раза, тогда как обороты средних и маленьких магазинов — на 79% и 105% соответственно.
Похожая динамика и по количеству платежей: в крупных магазинах их стало в 11 раз больше, а в средних и маленьких — на 50% и 59% больше. При этом средний чек в крупных торговых точках снизился на 26%, до 6 838 рублей. А средний чек в среднем и малом сегментах показал небольшой рост — на 19% и 29%, до 5 690 рублей и 4 782 рублей соответственно.
Все категории
Если сравнивать суммарные показатели по всем категориям сразу, именно маленькие магазины выросли в минувшем году больше остальных. Их обороты в ЦФО увеличились на 10%, тогда как обороты средних торговых точек выросли на 6%, а обороты крупных магазинов упали на 13%.
Средний чек в крупных магазинах тоже снизился — на 3%, до 4 272 рублей. А в среднем и малом сегментах средний чек показал рост на 15%, до 5 580 рублей и 4 797 рублей соответственно.
При этом по количеству платежей в ЦФО роста нет ни в одном сегменте. В больших магазинах общее количество платежей за год снизилось на 10%, в средних — на 8%, а в маленьких — на 4%.