Тенденции e-commerce: рост онлайн-магазинов и развитие платёжных решений
В 2022 и 2023 году из России ушли многие зарубежные бренды и сервисы, в том числе платёжные решения. Это дало российскому e-commerce дополнительную возможность для развития. Об основных тенденциях онлайн-торговли на конференции Performance Marketing Forum рассказал Роман Буров, руководитель группы новых продаж и развития бизнеса ЮKassa (сервис для приёма онлайн- и офлайн-платежей финтех-компании ЮMoney).
Как отмечают эксперты Mediascope, в мае прошлого года суммарный охват нескольких крупных маркетплейсов достигал 95% пользователей, при этом исключительно на маркетплейсах покупали только 10%. Это означает, что многие часто идут за покупками в онлайн-магазины. В 2023 году эта тенденция сохраняется.
С 1 января по 30 сентября 2023 года онлайн-магазины, которые принимают оплату через ЮKassa, выросли на 30% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Обороты платежей увеличились на 41%, количество транзакций — на 45%, а плательщиков стало на 2% больше.
Уход многих зарубежных брендов дал отечественным компаниям новые возможности для развития. Особенно это заметно в категории малого и среднего бизнеса (МСБ).
Так, за период с 1 января по 30 сентября 2023 года доля самозанятых выросла на 25%. Их оборот увеличился на 35%, а количество транзакций — на 70%. При этом юрлиц стало на 2% меньше, а ИП — на 5%. Хотя обороты и количество платежей в обеих категориях продолжают расти. У юрлиц обороты увеличились на 39%, а число оплат — на 43%. У ИП эти показатели выросли на 5% и 33% соответственно.
«В ближайшее время количество ИП может начать расти — за счёт масштабирования бизнеса самозанятых. Зачастую самозанятость оформляют начинающие бизнесмены, которые пока только определяются с нишей. Когда появляется ясность и бизнес начинает расти, велика вероятность того, что предприниматель переоформит свой статус и станет ИП или ООО», — говорит Роман.
По данным ЮKassa, сегмент МСБ продолжает стабильно расти. Так, за девять месяцев 2023 года среди небольших продавцов количество магазинов с физической доставкой выросло на 21%, их оборот увеличился на 4%, а количество транзакций — на 7%.
«В сфере услуг сегмент небольших магазинов вырос на 49%, обороты платежей увеличились на 67%, количество транзакций — на 68%. А в туризме обороты платежей увеличились вдвое. Количество магазинов при этом выросло на 56%, а оплат стало на 94% больше», — отмечает Роман.
В 2022 году с российского рынка ушли Apple Pay и Google Pay. Это стало вызовом для рынка, но в то же время послужило толчком для развития российских «пеев», онлайн-банкинга и электронных кошельков. Например, в прошлом году доля всех покупок, оплаченных кошельком ЮMoney, составила 3% в небольших магазинах и по 2% — в средних и крупных.
В 2023 году, по данным ЮKassa, среди платёжных методов по-прежнему лидируют банковские карты, а среди альтернативных способов оплаты первое место занимает SberPay. Третья по популярности — Система быстрых платежей (СБП).