Маркировка в общепите

Национальная система маркировки «Честный знак» с 2024 года охватила все отрасли промышленности — от производителей до розничных магазинов и общепита. Все участники оборота должны правильно работать с маркированными товарами, чтобы избежать штрафов. Как именно это делать и какое оборудование потребуется ресторанам и кафе, чтобы соблюдать требования закона?

Что такое маркировка

Маркировка представляет собой контрольно-идентификационные знаки или КИЗ. Они помогают отличить оригинальный продукт от подделки. Наносить уникальные коды Data Matrix на этикетку или упаковку должен производитель. А остальные участники оборота — передавать в систему «Честный знак» сведения о дальнейшем движении товара, чтобы можно было отследить его путь от завода до конечного потребителя.

В двухмерном коде Data Matrix зашифрована информация о производителе и продукте, например, дата изготовления и срок годности. Все КИЗ заносятся в систему. Каждый покупатель может отсканировать этикетку через приложение «Честный знак», чтобы узнать, где и кто произвел бутылку воды, другие сведения. За отсутствие идентификационного кода на товаре, который подлежит маркировке, его подделку или другие нарушения грозят штрафы, конфискация нелегальной партии. А в некоторых случаях — уголовная ответственность.

Новая система маркировки в России затронула предприятия общественного питания еще в 2022 году. Тогда столовые, кафе и рестораны обязали подтверждать приемку маркированной продукции через «Честный знак», а также проводить через нее продажу упакованной воды и молочных продуктов. На общепит распространяются все действующие законы, касающиеся маркированных товаров.

Как принимать, продавать и выводить маркированные товары из оборота

Общепит может использовать молоко, бутилированную воду, другие продукты для приготовления блюд и напитков или продажи в нераспакованном виде. Заведения должны проводить приемку маркированных товаров в системе в виде объемно-сортового учета. В «Честный знак» кафе и рестораны передают идентификационные знаки, количество продукции и ее вес, если речь идет о весовых продуктах.

Если заведения продают упакованную продукцию на кассе, они должны действовать по правилам, которые действуют для розничных магазинов. При продаже закрытой банки газировки или пива кассиру нужно сканировать код на упаковке перед добавлением товара в чек. Дальше онлайн-касса сделает все сама. Она передаст данные оператору фискальных данных, а ОФД отправит их в «Честный знак». Товар будет выведен из оборота автоматически, код из системы исчезнет.

Кафе или ресторан может закупать воду и молочку для собственных нужд — приготовления блюд. В этом случае вывод из оборота нужно оформлять в «Честном знаке» по другой схеме. Когда заведение получает маркированные продукты от поставщика, он подтверждает присланный им универсальный передаточный документ, в системе мониторинга будет отражено, что товар сменил собственника. Только когда статус изменится, можно оформить списание продукции на нужды предприятия или продать ее.

Чтобы оформить списание для приготовления блюд, нужно зайти в систему «Честный знак», выбрать товарные позиции и указать как причину «Списание для собственных нужд». Сделать это нужно в течение 3 дней после вскрытия упаковки продукта.

Что такое объемно-сортовой способ учета в общепите

На данный момент общепит может использовать объемно-сортовой способ учета при приеме маркированных товаров от поставщика, а не поэкземплярный. В УПД не нужно указывать коды маркировки — достаточно ввести GTIN-номер и количество продукции. Применять объемно-сортовой способ можно до:

  • марта 2025 года — для воды;
  • июня 2025 года — для молочной продукции со сроком хранения более 40 дней;
  • бессрочно — для скоропортящейся молочной продукции.

Использование такого метода учета товаров не освобождает от ответственности за приемку продукции без маркировки. Общепит должен проверить всю партию на наличие уникальных кодов, для этого их нужно просканировать.

Для выведения товара из оборота не при продаже, а для списания на собственные нужды или в других случаях сотруднику заведения нужно указать GTIN-номер продукта или код маркировки. Остается только заверить документ электронной подписью и дождаться ответа системы. Если списание произошло, статус файла изменится на «Обработан». А при наличии ошибок — «Обработан с ошибками». Их нужно исправить и повторить процедуру.

Поэкземплярное выведение товара в общепите пока не требуется. Заведение может начать использовать электронный документооборот для таких операций уже в 2024 году. Однако обязательным поэкземплярный прием товаров и их списание станет в июне 2025 года.

Как общепиту подготовиться к разрешительному режиму

С апреля 2024 года участников оборота маркированных товаров ждет еще одно изменение. С этого времени вводится специальный порядок продажи продукции с обязательной маркировкой. Условно его называют разрешительным режимом. Касса будет запрашивать в системе мониторинга код маркировки перед продажей и разрешать или блокировать операцию после получения ответа.

Поскольку предприятия общепита должны продавать маркированные товары по тем же правилам, что и розница, нововведение касается и их. Разрешительный режим будет вводиться поэтапно, сначала он начнет действовать в крупных сетевых заведениях (в мае 2024 года). А с осени этого же года — во всех остальных точках. Эти сроки указаны для молочных продуктов и упакованной воды.

Введение разрешительного режима не должно повлиять на скорость выдачи чека. В Постановлении Правительства РФ № 1944 говорится, что ожидание проверки кода «Честным знаком» будет занимать не более 1,5 секунды. Если идентификационный знак ее не пройдет, система сообщит об этом отказом. Касса не пропустит продажу, если код не введен в оборот, система мониторинга не смогла его найти, у продукта истек срок годности и при других ошибках.

Что потребуется заведению для работы с маркированной продукцией

Чтобы работать с маркированными товарами, ресторанам, кафе и столовым нужно выполнить несколько требований:

  1. Получить квалифицированную электронную подпись.
  2. Зарегистрироваться в системе «Честный знак».
  3. Заключить договор с Центром развития перспективных технологий по тем категориям товаров, с которыми будет работать предприятие.
  4. Подключить электронный документооборот для обмена документами с другими участниками рынка.
  5. Установить или обновить онлайн-кассу, чтобы она поддерживала формат фискальных документов 1.2.
  6. Настроить товароучетную программу для работы с кодами.
  7. Заключить договор с оператором фискальных данных.
  8. Приобрести 2D-сканер для продажи упакованной продукции через кассу.

Как и в рознице, в заведении общественного питания может понадобиться принтер для печати этикеток. Он используется для изготовления новых кодов взамен поврежденных или утерянных. Участник оборота должен сам заказать уникальные идентификационные знаки на сайте системы.

Переход на работу с маркированными товарами может снизить скорость работы персонала на кассе. Чтобы избежать этого, необходимо выделить время на обучение сотрудников новым правилам продажи упакованной воды, молочной продукции. Оштрафовать могут не только само предприятие, но и должностных лиц.

Что будет при нарушении правил маркировки

Обязательная маркировка охватывает многие товарные категории, их список будет расти. Поэтому общепиту важно отслеживать изменения. Производителям дается время, чтобы настроить работу с разными видами продукции. Например, мороженое маркируют с июня 2021 года, а молоко с коротким сроком хранения — с декабря этого же года.

Отслеживать используемые для приготовления блюд или реализуемые в баре продуктовые группы можно на сайте системы. Проверять товарные позиции нужно по кодам — ТН ВЭД и ОКПД 2.

Общепиту выгоднее соблюдать новые правила — не только с точки зрения закона, но и для сохранения репутации. Маркировка помогает избежать появления некачественных продуктов на кухне и в холодильнике в баре — а значит, возможных проблем с посетителями. За несвоевременный вывод товаров с кодами из оборота или другие нарушения предпринимателя или предприятие оштрафуют.

Заведениям нужно запомнить всего несколько правил, чтобы не столкнуться с конфискацией и штрафами. Если продукция подлежит обязательной маркировке, вводить ее в оборот можно только при наличии кодов Data Matrix. Немаркированные товары нельзя принимать от поставщиков, использовать для продажи в баре. Выводить из оборота продукцию через систему нужно не только при розничной продаже, но и порче, краже, утере и других случаях.

Штраф за продажу немаркированной продукции составляет:

  • для должностных лиц — от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 до 300 тысяч рублей.

Если предприятие общественного питания торгует пивом, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями без маркировки, сумма штрафа возрастет:

  • для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для организаций — от 300 до 500 тысяч рублей.

Весь незаконный товар конфискуют. А при нарушениях в особо крупных размерах или в случае сговора может наступить уголовная ответственность — арест сроком до 5 лет или штраф в размере миллиона рублей.

Выводы

Все предприятия общественного питания в 2024 году становятся полноценными участниками оборота маркированных товаров. Поэтому они должны зарегистрироваться в системе мониторинга «Честный знак» и соблюдать правила при работе с продукцией, которая подлежит обязательной маркировке. Пока эти требования в основном касаются молочки и упакованной воды.

Общепиту нужно правильно принимать товар от поставщиков, продавать их через кассу в упакованном виде или списывать в системе для приготовления блюд. За передачу сведений в систему мониторинга при реализации продукции отвечает касса. Списывать продукцию на собственные нужды или при утере, повреждении, истечении срока годности и другим причинам нужно вручную в личном кабинете «Честного знака».

Для молочной продукции и упакованной воды заведения общепита пока могут использовать объемно-сортовой способ учета при приемке товара у поставщика. Однако в ближайшем будущем кафе и ресторанам придется перейти на поэкземплярную систему. С июня 2025 года нужно будет сканировать коды на упаковках и передавать в «Честный знак» сведения о приеме каждой единицы маркированного товара.

Кроме этих изменений, в общепите с апреля 2024 года вводится разрешительный режим — касса должна одобрить продажу маркированного товара в упаковке, только после этого можно будет провести операцию. За несоблюдение этих и других правил работы с маркированными товарами предприятие оштрафуют, а нелегальную продукцию — конфискуют. Размер штрафа может составить до 500 тысяч рублей.

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

5
<<<<<

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор