Как открыть ООО самому
Регистрация общества с ограниченной ответственностью (ООО) сводится к подготовке пакета документов, передаче его в Федеральную налоговую службу (ФНС) и внесении уставного капитал не менее 10 тысяч рублей.
Документы можно передать в налоговую лично, а также дистанционно на сайте ФНС, в Госуслугах, на сторонних онлайн-сервисах или через нотариуса.
При личном посещении нужно заплатить госпошлину 4000 рублей. Дешевле сделать квалифицированную электронную подпись (КЭП) и отправить документы через интернет. К тому же КЭП пригодится в дальнейшей работе: передавать налоговые декларации, подавать заявления на Госуслугах и т. д.
В статье пошаговая инструкция как открыть ООО самостоятельно, подготовить документы и передать их в налоговую.
ООО — это компания, учреждённая одним или несколькими физическими и/или юридическими лицами, уставный капитал которой разделён на доли. Перед регистрацией нужно решить несколько организационных вопросов: как будет называться компания, её адрес и размер уставного капитала.
Шаг 1. Название организации
Для создания ООО обязательно надо указать полное наименование, которое состоит из организационно-правовой формы и названия русскими буквами. Нельзя использовать иностранные буквы, даже если используется иностранное слово.
Дополнительно моно указать сокращённый вариант на русском или на иностранном языке для работы с зарубежными партнёрами. Все варианты нужно указать в заявлении на регистрацию.
Несколько вариантов могут выглядеть так:
Общество с ограниченной ответственностью «Свит Хоум» | Полное наименование на русском языке |
ООО «Свит Хоум» | Сокращённое наименование на русском языке |
«Sweet Home» Limited Liability Company | Полное наименование на английском языке |
«Sweet Home» LLC | Сокращённое наименование на английском языке |
В названии нельзя употреблять:
- Запатентованные наименования. Патент имеют большинство известных брендов и торговых марок. Уникальность названия можно проверить в Роспатенте. Лучше это сделать заранее, чтобы избежать штрафов.
- Официальные названия территорий, госорганов и международных организаций. В регистрации ООО «Московская область» точно откажут.
- Приставку «рос». Это сокращение — прямая отсылка к тому, что организация государственная. Чтобы использовать его в названии, нужно соответствовать ряду требований и получить разрешение в Минюсте РФ.
- Названия, нарушающие принципы гуманности и морали.
Шаг 2. Выбор юридического адреса ООО
Местоположение организации определяют по его юридическому адресу. Предполагается, что именно там находится исполнительный орган компании — директор. Все официальные письма и уведомления будут поступать туда и считаться полученными.
Юридический адрес нужно указать в документах компании, в дальнейшем налоговая внесёт его в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Для этого можно использовать:
- адрес помещения, здания или офиса, находящихся как в собственности, так и в аренде;
- домашний адрес директора или учредителя.
Если помещения своё, то нужно предоставить свидетельство о праве собственности и выписку из ЕГРН. Если в аренде, то:
- для нежилых — гарантийное письмо от владельца, где он подтверждает согласие на предоставление адреса;
- для жилых — письменное согласие каждого собственника квартиры или дома.
Какой бы адрес ни был выбран, его проверят на «массовость». По таким адресам регистрируется большое количество организаций, чаще всего «однодневки» (это не касается бизнес-центров).
Также нельзя использовать:
- несуществующий или недостоверный адрес;
- аварийное или разрушенное здание;
- если по адресу находятся госучреждения.
Шаг 3. Размер уставного капитала
По сути, уставной капитал (УК) — это сумма, которая указывает на размер имущества компании. Именно на эту сумму смогут претендовать кредиторы. Уставной капитал не может быть меньше 10 тысяч рублей.
Первый взнос — это база для создания компании. В дальнейшем уставной капитал можно увеличивать. В качестве взносов могут быть деньги, ценные бумаги, имущество, интеллектуальные права и другие ценности. Денежную оценку принятого в УК имущества утверждает общее собрание участников.
Если учредителей несколько, то доля в уставном капитале учитывается при распределении прибыли, голосовании и т. д.
Устав ООО — это многостраничный документ, в котором учредители устанавливают правила работы. В нём прописывают:
- Наименование ООО. Здесь нужно отметить все варианты, которые будут официально зарегистрированы.
- Адрес местонахождения. Можно ограничиться только городом, чтобы не обновлять и не перерегистрировать документ в случае смены юридического адреса.
- Сведения о составе и компетенции органов общества.
- Информацию о величине уставного капитала и долях каждого участника.
- Правила управления обществом. Для компании с одним учредителем достаточно прописать, что решения принимаются единолично. Если участников больше, то нужно указать, сколько голосов требуется, чтобы считать решение принятым.
- Права и обязанности участников.
- Порядок и условия выхода из общества.
- Порядок передачи доли другому лицу.
- Ответственность участников по обязательствам общества и т. д.
Устав — это объёмный документ, который разрабатывать с нуля не имеет смысла. Если в компании один учредитель, то подойдёт типовой вариант, утверждённый Минэкономразвития. В нём уже прописаны все стандартные пункты, регулирующие деятельность компании.
Выбрать подходящий устав можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС.
Чтобы написать устав самостоятельно, потребуется приложить усилия, но можно предусмотреть уникальные правила работы.
Устав утверждают на общем собрании учредителей и вносят соответствующий пункт в протокол. Листы устава пронумеровывают и сшивают. Заверяет документ ФНС.
Не смогут воспользоваться типовым уставом:
- общества с количеством участников более 15 человек, так как они должны включить в устав положения о ревизионной комиссии;
- ООО с советом директоров или правлением, действующим на основании положений, закреплённых в уставе.
Решение о создании юридического лица / Протокол общего собрания учредителей. Эти документы нужны для подтверждения намерений о создании компании.
Составить нужно один из документов на выбор:
- решение о создании юридического лица — если учредитель один;
- протокол общего собрания — если учредителей больше одного.
Решение о создании составляется в свободной форме, но с указанием обязательных реквизитов:
- личные данные: Ф.И.О., паспортные данные, адрес;
- дата, город, в котором документ составлен;
- полное название организации;
- подпись с расшифровкой.
Протокол составляется в присутствии всех участников. Для проведения общего собрания участников назначаются председатель и секретарь, которые назначаются из участников общества. Председатель ведёт собрание, а секретарь составляет протокол и фиксирует присутствующих.
В протоколе обязательно указывают:
- наименование документа;
- наименование созданной компании;
- дату и место проведения собрания;
- список присутствующих участников;
- Ф.И.О. секретаря и председателя;
- повестку дня;
- принятые решения по каждому вопросу с подсчётом голосов;
- подписи каждого участника собрания.
Договор об учреждении ООО — необязательный документ. Он нужен для компаний, где больше одного участника.
Ещё его называют учредительным договором. В документе учредители договариваются о совместном ведении бизнеса, а также важнейшие аспекты работы: распределение прибыли, правила управления обществом, порядок выхода и т. д.
Заявление на регистрацию ООО. ФНС разработало единую форму этого документа — P11001 (приказ ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@).
На основании заявления рассматривают все остальные документы, поэтому его нужно заполнять особенно внимательно и в соответствии с требованиями. Вручную надо писать только заглавными буквами, номера телефонов указывать в нужном формате без скобок, серию и номер паспорта пишут с пробелами. Не допускаются подчистки, помарки, исправления.
Ошибки в заполнении могут послужить причиной отказа в регистрации общества. Особенность заявления в том, что его подписывать надо только при личном обращении в ФНС или к нотариусу. Они заверяют подлинность собственноручной подписи.
Паспорта учредителей. Потребуются оригиналы и копии.
Для регистрации компании нужно подать заявление в налоговую по месту нахождения организации. Найти нужный можно с помощью сервиса определения органа государственной регистрации на сайте службы.
Заявление подписывают все учредители в присутствии сотрудника налоговой, поэтому присутствовать должны все.
При личном обращении в налоговую нужно оплатить госпошлину 4000 рублей. Квитанцию лучше приложить к пакету документов.
Также передать документы в ФНС может нотариус. Он заверит их своей электронной цифровой подписью (ЭЦП), вместо госпошлины нужно будет оплатить его услуги. После того как документы будут заверены, нотариус их передаст в налоговую. После этого отказаться от этой услуги уже нельзя.
Если заранее сделать квалифицированную электронную подпись (КЭП), то платить госпошлину не придётся, а документы можно будет передать через:
- сайт налоговой службы;
- портал Госуслуг;
- банковские онлайн-сервисы.
Проверка документов занимает три рабочих дня. Если замечаний к оформлению не будет, то организацию зарегистрируют и внесут запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Готовые документы — выписку ЕГРЮЛ и устав с отметкой ФНС — налоговая высылает заявителю или нотариусу, отправившему документы.
После получения документов нужно:
- открыть расчётный счёт;
- в течение 4 месяцев внести уставной капитал;
- трудоустроить директора.
Если деятельность компании требует, то надо:
- получить лицензию;
- установить онлайн-кассу;
- выбрать подходящий режим налогообложения и т. д.
Все причины для отказа в регистрации перечислены в статье 23 закона 129-ФЗ от 08.08.2001 г.
Чаще всего отказывают из-за некорректного оформления документов, когда указаны недостоверные данные или допущены опечатки, случайные описки, исправления и т. д.
Иные причины отказа:
- учредитель — государственный служащий;
- учредитель несовершеннолетний, если он не состоит в браке и не признан дееспособным;
- учредитель не имеет права вести бизнес по решению суда;
- адрес регистрации является «массовым»;
- наименование организации не соответствует требованиям.
Регистрация предприятия занимает в среднем около недели. Если разобраться в учредительных документах и следовать рекомендациям, то открыть организацию можно самостоятельно.