Как открыть ИП
Каждый гражданин в России имеет право заниматься предпринимательством. Для этого необходимо зарегистрироваться в налоговой в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), чтобы государство могло контролировать вашу деятельность, принимать ваши налоговые платежи, учитывать вас в государственной статистике и так далее. Без регистрации предпринимательская деятельность считается незаконной: за это предусмотрена административная и даже уголовная ответственность. Если вы решили заниматься предпринимательством, лучше делать это легально. Регистрация ИП — несложный процесс, который не займёт много времени и не потребует больших затрат.
Чтобы зарегистрироваться в качестве ИП, нужно подготовить и подать в налоговую небольшой пакет документов. Сделать это можно двумя способами:
Самостоятельно
Вы потратите немного времени и, возможно, нервов. Взамен получите ценный для предпринимателя опыт подготовки документов и общения с государственными органами.
Стоить это будет от 800 до 2 000 ₽. Из них 800 ₽ — госпошлина за регистрацию ИП. Ещё чуть больше 1 000 ₽ придётся потратить на услуги нотариуса, если вы будете подавать документы в налоговую не лично, а через доверенное лицо.
Есть риск, что вам откажут в регистрации из-за неправильно оформленных документов. В таком случае госпошлина не возвращается. Чтобы избежать ошибок при подготовке документов, можно сделать всё через онлайн-сервисы. Например, через бесплатный сервис ЮKassa.
Через регистраторов
Существуют организации, которые за отдельную плату подготовят и подадут все документы в налоговую за вас — так называемые регистраторы.
Эта услуга стоит от 1 000 до 4 000 ₽. Госпошлина (800 ₽) и услуги нотариуса (от 1 000 до 1300 ₽) в цену не входят, это вы будете оплачивать отдельно. В сумме ваши расходы составят порядка 5 000 ₽.
Так вы сэкономите время: вам не придётся заниматься подготовкой документов и общаться со специалистами из налоговой. Ещё вы не рискуете госпошлиной, потому что даже в случае отказа из-за ошибок в оформлении документов добросовестный регистратор признает свою вину и возместит вам этот убыток за свой счёт. Но есть и минусы: вы заплатите в итоге больше, чем в первом варианте, лишите себя возможности получить ценный опыт и передадите третьим лицам персональную информацию (паспортные данные, например).
Предположим, вы решили делать всё сами. Тогда можно приступать к подготовке документов.
Заявлением вы сообщаете налоговой о своём намерении стать индивидуальным предпринимателем. Оно содержит ваши персональные данные и сведения о видах деятельности, которыми вы планируете заниматься.
Для регистрации ИП нужно заполнить заявление по форме Р21001. При этом старайтесь не допустить ошибок или опечаток, неправильно заполненное заявление — это самая частая причина для отказа в регистрации.
Обязательно укажите в заявлении свой адрес электронной почты: на него после успешной регистрации налоговая пришлёт подтверждающие документы. До апреля 2018 года документы выдавались в бумажном виде, но теперь — только в электронном. Получить бумажные оригиналы можно потом по отдельному запросу.
Подписывать заявление заранее не надо. Вы сделаете это в присутствии налогового инспектора, когда будете подавать документы на регистрацию, или у нотариуса, если подавать документы будет ваше доверенное лицо. Если документы подает доверенное лицо, нужно заранее отметить это в заявлении — на листе Б для этого есть специальная строка.
В заявлении надо указать вид деятельности, которым вы планируете заниматься. Подходящий вид деятельности для вашего бизнеса нужно выбрать из общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) — это официальный классификатор, содержащий все виды коммерческой деятельности, которыми можно заниматься в России. Каждому виду деятельности в этом классификаторе присвоен код, его и надо указать в заявлении.
Код в классификаторе может содержать от двух до шести цифр. Две и три цифры содержат коды классов и подклассов видов деятельности, указывать их в заявлении нельзя. Можно указывать только коды, содержащие четыре цифры и больше — это группы, подгруппы и виды.
Вы можете выбрать один основной вид деятельности и несколько дополнительных. Количество дополнительных не ограничено, поэтому можно выбрать актуальные на данный момент и те, которые могут понадобиться в будущем. Наличие дополнительного вида деятельности не обязывает вас по нему работать, но к выбору следует подойти осмысленно: принцип «чем больше — тем лучше» здесь не работает по ряду причин:
налоговые органы настороженно относятся к заявлениям, в которых указано слишком много кодов,
некоторые коды не позволят вам перейти на льготный налоговый режим,
некоторые коды потребуют получения лицензий или другой разрешительной документации.
В дальнейшем виды деятельности можно будет добавить, для этого придётся подать в налоговую соответствующее заявление.
За регистрацию ИП надо заплатить пошлину 800 ₽. Для оплаты вам понадобится квитанция, в которой указаны реквизиты вашего регистрирующего органа, ваши данные, назначение платежа и его сумма. Получить квитанцию можно двумя способами.
Узнать реквизиты вашего регистрирующего органа ФНС и заполнить бланк квитанции вручную по образцу.
Когда-то этот способ был единственным. Это приводило к тому, что многие начинающие предприниматели не могли с первого раза заплатить пошлину из-за неправильно заполненных квитанций или платили не по тем реквизитам.
Воспользоваться сервисом ФНС по формированию квитанции на оплату госпошлины.
Рекомендуем этот способ — он проще, быстрее, снижает риск допустить ошибку.
Система налогообложения определяет то, как выстраиваются ваши отношения с налоговым органом: как исчисляется размер налоговых отчислений, каковы сроки их оплаты, каков объём отчётности и так далее.
В России действует несколько таких систем. Одна из них основная — общая система налогообложения (ОСНО). На этой системе самый сложный бухгалтерский учёт, большой объём отчётности и высокие налоговые отчисления. Именно по ней вам предложат работать по умолчанию после регистрации ИП. Другие системы называются специальными налоговыми режимами:
общая система налогообложения (ОСНО),
упрощённая система налогообложения (УСН),
единый налог на вменённый доход (ЕНВД),
патентная система налогообложения,
единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Самая распространённая среди индивидуальных предпринимателей — упрощённая система налогообложения (УСН, «упрощёнка»). Как ясно из названия, она предлагает упрощённые процедуры при работе с налоговыми органами, прежде всего, минимальный объём налоговой отчётности. Для перехода на УСН нужно подать в налоговую заявление. Сделать это можно сразу при подаче документов на регистрацию, приложив заявление к пакету документов на регистрацию ИП.
Налоговый кодекс предъявляет требования к организациям и предпринимателям, желающим перейти на упрощённую систему: они должны подходить по видам деятельности, количеству работников, размеру дохода и другим критериям. Соответственно, в ряде случаев переход на УСН невозможен.
Полное описание таких случаев содержится в ст. 346.12 (3) Налогового кодекса РФ
Например, работать на УСН не смогут:
банки, ломбарды, инвестфонды, страховщики, НПФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации,
организации, имеющие филиалы,
казённые и бюджетные учреждения,
организации, проводящие и организующие азартные игры,
иностранные организации,
организации-участники соглашений о разделе продукции,
организации, доля участия в которых других организаций более 25 %, (за исключением некоммерческих организаций, бюджетных, научных и образовательных учреждений и тех, в которых * уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов),
организации, остаточная стоимость ОС в которых более 150 млн рублей.
Если вы подходите по требованиям и можете работать на УСН — сразу подготовьте и приложите к пакету документов заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения.
В итоге у нас получился примерно такой пакет документов для подачи в налоговую:
заявление на регистрацию ИП по форме Р21001 — 1 экз.,
квитанция об оплате госпошлины — 1 экз.,
копия основного документа, удостоверяющего личность (паспорта) — 1 экз.,
уведомление о переходе на УСН — 2 экз. (но некоторые отделы ФНС требуют 3 экземпляра),
доверенность, если документы подаёт доверенное лицо.
Если вы иностранный гражданин или не имеете гражданства, добавьте к этому списку:
копию документа РВП или ПМЖ — 1 экз.,
нотариальный перевод иностранного паспорта — 1 экз.
Подать документы на регистрацию можно несколькими способами.
Лично в руки специалисту ИФНС
Способ хорош тем, что специалист может на месте просмотреть основные документы и указать на недостатки, если они есть. Заметьте, что они не обязаны этого делать, но очень часто идут навстречу. Также вы получите бумажную расписку о приёме заявления.
Через доверенное лицо
В этом случае вам понадобится нотариальная доверенность на вашего представителя и соответствующая отметка на листе Б вашего заявления на регистрацию. Само заявление и копию вашего паспорта тоже придется заверить у нотариуса.
По почте
Направить документы можно почтой на адрес вашей налоговой инспекции. Заявление на регистрацию и копию паспорта в этом случае нужно заверить у нотариуса.
В электронном виде через портал ФНС
На официальном портале ФНС можно открыть личный кабинет, который позволяет получать государственные услуги налоговых органов, в том числе и подавать документы на регистрацию ИП. Для этого вам нужно получить на своё имя электронную цифровую подпись и завести личный кабинет на портале.
Адрес нужной вам налоговой инспекции вы можете узнать через сервис ФНС.
Срок регистрации ИП составляет 3 рабочих дня после подачи документов. После успешной регистрации на вашу электронную почту ИФНС пришлёт регистрационные документы:
лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме № Р60009,
свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (ИНН).
Если вам нужны бумажные документы — можно сделать запрос в ИФНС или МФЦ.
На этом всё: регистрация завершена, можно открывать счёт в банке и официально принимать платежи от клиентов.
ЮKassa позволяет подключить на сайт 20 способов оплаты или принимать оплату без сайта. Нам доверяют 120 000 интернет-магазинов. Подключить ЮKassa