Интернет-магазины, как и обычные, должны соблюдать права покупателей на качественные товары, достоверную информацию, возврат и обмен покупок. Но есть ряд правил, которым подчиняется только онлайн-торговля:
1. Нельзя продавать некоторые товары.
К ним относятся алкоголь и табачная продукция, драгоценные камни и металлы, оружие и техника для шифрования (прослушивающие устройства). Также нельзя продавать медицинское оборудование и лекарства, кроме БАД, но при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность можно продавать безрецептурные лекарства.
2. Нужно соблюдать правила работы с персональными данными.
Сайты собирают информацию о местоположении посетителя и данные его компьютера — cookie-файлы. А при оформлении заказов клиенты оставляют номер телефона, электронную почту, вводят имя и данные банковской карты.
По закону интернет-магазины для сбора и обработки персональных данных должны запрашивать согласие посетителя. В противном случае компания или предприниматель могут быть оштрафованы. Чтобы до этого не дошло, владельцу сайта необходимо на отдельной странице опубликовать политику обработки персональных данных. Ссылку на политику также нужно добавить на всех страницах сайта (обычно в нижней части страницы — «подвал», футер).
Документ составить несложно, можно воспользоваться специальными онлайн-конструкторами или посмотреть примеры на других сайтах. В этом документе обычно прописывают, какую информацию и с какой целью собирает сайт, как хранит, обрабатывает и кому может передавать. За его отсутствие, согласно пункту 3 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, грозит штраф в размере 30-60 тысяч рублей.
Все формы сбора данных должны сопровождаться предупреждающим текстом, а также предоставлять пользователю возможность поставить или не поставить отметку «Согласен на обработку персональных данных».
3. Указывать на сайте подробную информацию о товаре.
Подробная и достоверная информация должна быть не только в соответствии с законом, но и для информирования покупателя. Если потребитель получит товар, не соответствующий описанию, он откажется от покупки, потому что вправе её вернуть без объяснения причин в течение семи дней после получения. Тогда продавец потеряет прибыль и клиента, что скажется ещё и на репутации.
В карточке товара нужно указать его характеристики: размер, вес, цвет, комплектацию и т. д. Также адрес и полное название продавца, место изготовления продукции, цену, условия продажи и доставки. Ещё должны быть указаны срок службы или годности товара, гарантийный срок, а также порядок оплаты (до или после получения).
Также на сайте онлайн-магазина нужно опубликовать место регистрации компании или индивидуального предпринимателя (ИП), ИНН, режим работы и регистрацию юрлица (ОГРН).
Работу торговых интернет-площадок контролируют Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ресурсы попадают в их поле зрения, если есть жалобы, или по плану проверок, которые проходят раз в три года.
Поэтому соблюдать закон важно не только для юридической чистоты бизнеса и доверительных отношений с покупателями, но и для избежания санкций от одного из ведомств.