Эквайринг: зачем он нужен для бизнеса
Эквайринг — это приём безналичной оплаты от клиентов с помощью пластиковых карт. Клиент видит только одну сторону эквайринга: прикладывает карту к терминалу и оплачивает услугу. Для бизнеса все сложнее: нужно договориться с банком, установить терминал, платить комиссию и надеяться на безопасность платежей. В эквайринге кроме продавца и клиента участвуют банк-эквайер и банк-эмитент. Банк-эквайер предоставляет продавцу расчётный счет, на который будут поступать средства от клиентов, техническое оборудование и решает все технические проблемы. За свою работу банк-эквайер получает комиссию. Банк-эмитент — это банк, который предоставил карты клиентам. Деньги клиента лежат на счёте банка-эмитента и в момент оплаты переходят на счёт банка-эквайера.
Перевод средств проходит в несколько этапов:
- Покупатель вводит пин-код пластиковой карты.
- Данные карты отправляются в процессинговый банковский центр. Там проверяется остаток средств на карте.
- Если средств достаточно, происходит списание. Если нет — то терминал выдает ошибку.
- Терминал выдаёт чеки для продавца и покупателя.
- Банк переводит сумму продавцу и сразу берет свою комиссию.
В случае интернет-эквайринга всё выглядит примерно также, но чеки будут не бумажными, а электронными и придут клиенту на почту. Вместо терминала покупатель «общается» с платёжной страницей: оставляет данные карты, вводит код, и с его счёта списывают оплату.
- Экономия на инкассации. Не нужно тратиться на перевозку и хранение наличных. За безопасность средств на счёте отвечает банк.
- Защита от фальшивых купюр. Продавцу не нужно проверять купюры на подлинность. Все расчёты проходят без наличных.
- Быстрый способ расчёта. Деньги поступают на счёт продавца не моментально, но очень быстро.
- Увеличение клиентской базы. Клиентам удобно платить картой. Если в торговой точке есть терминал для оплаты картами, то будет больше клиентов и больше доверия к продавцу.
- Комиссия. Она может быть весомой для маленьких торговых точек. Но безопасность платежей окупает комиссию.
- Возможность сбоев. Система может работать с ошибками, поэтому стоит выбирать банки, которые модернизируют процессинг оплаты.
- Износ оборудования. Терминалы могут ломаться. Поэтому важно выбрать: самому заниматься ремонтом оборудования или подключить более дорогой тариф, чтобы банк сам обслуживал оборудование.
Торговый эквайринг
Его используют в магазинах, кафе, АЗС — там, где продавец лично встречается с клиентом. Банк предоставляет продавцу POS-терминал, клиент прикладывает к нему карточку и оплачивает покупку. Через POS-терминалы осуществляется связь с банком-эмитентом, который перечисляет оплату на расчётный счёт торговой точки, после чего выдаётся чек. Торговый эквайринг дороже других видов, но платежи в нём безопаснее, чем в мобильном.
Мобильный эквайринг
Для него нужен мобильный POS-терминал, который напрямую подключается к смартфону продавца. Это удобно для небольших торговых точек, курьеров или тех, кто принимает клиентов на дому. Например, девушка шьет игрушки и упаковывает подарки, а клиенты приезжают к ней домой. Она может использовать для оплаты мобильный эквайринг.
Однако у мобильной системы оплаты есть один существенный недостаток — безопасность сделок, проводимых таким образом, находится на среднем уровне или ниже среднего.
Интернет-эквайринг
Этот способ подходит для интернет-магазинов и других бизнесов, в которых клиенты не встречаются с продавцом напрямую. Допустим, девушка, шьющая игрушки, не встречает клиентов дома, а использует доставку. Тогда для оплаты она может использовать специальный сервис, например, ЮKassa. Такие сервисы выполняют роль посредников между продавцами и банками — они заключают договоры на эквайринг с банками как юрлица и предоставляют свои мощности владельцам интернет-магазинов. Вместо терминала используют защищённую платёжную страницу — покупатель вводит реквизиты для оплаты, вводит код, и деньги переходят на счёт продавца.
Она зависит от вида эквайринга, услуг, которые предоставляет банк и от размера компании.
Банк может предоставить разные услуги. Он отвечает за безопасность платежей, обслуживание оборудования, обучение продавца по работе с терминалами. Также в стоимость входят лицензии на эквайринг от платежных систем. Чем больше систем, тем больше затраты банка на комиссию, тем выше тариф.
Еще тариф зависит от компании: банки смотрят на оборот с продаж по банковским картам, количество торговых точек, репутацию продавца.
Агрегатор, предлагающий интернет-эквайринг, тоже может предоставить разные услуги: например, подключившись к ЮKassa, можно выставлять счета, принимать платежи в мессенджерах, продавать в кредит. Как и в офлайн-эквайринге, агрегатор отвечает за безопасность платежей и работу сервиса с низким уровнем сбоев.
Банк | Комиссия | Стоимость оборудования |
Сбербанк | от 1,8% до 2,5% | от 1 700 до 2 200 тыс. рублей (в месяц) |
Модульбанк | от 1,5 до 1,9% | от 19 000 до 27 000 тыс. рублей |
Точка | от 1,3% до 2,3% | от 12 000 до 20 000 тыс. рублей |
Тинькофф | от 1,59% | По соглашению с банком |
Альфа-банк | от 1,9% | Бесплатная аренда |
Примерные тарифы банков на торговый эквайринг
Банк или агрегатор | Комиссия |
Робокасса | От 3,9 % |
Тинькофф | От 2,9 % |
Payeer | От 2,7 % |
ЮKassa | От 2,8 % |
Примерные тарифы на интернет-эквайринг
Разберитесь, какой тип эквайринга вам лучше подойдёт. Если у вас стационарная торговая точка, то лучше подойдут торговый или мобильный. Мобильный дешевле, но торговый надежней. Если вам не нужно встречаться с клиентами напрямую, то подойдёт интернет-эквайринг. Его предоставляют и банки и агрегаторы.
Изучите тарифы у разных банков и агрегаторов. Если вы выбрали 2–3 банка, можно разговаривать с консультантами.
Узнайте, какое оборудование предоставляет банк. Это могут быть POS-терминалы, PIN-панели и так далее. От оборудования зависит стоимость услуг и безопасность платежей.
Узнайте, с какими платёжными системами сотрудничает банк. Если их много, вы сможете принимать платежи от клиентов из разных стран, но это увеличит размер комиссии.
Изучите договор и поймите свои обязанности и права. Также проверьте финансовые условия: сколько будут стоить все услуги и от каких из них можно отказаться.
Подумайте о безопасности. Наиболее безопасным считается торговый эквайринг: перехватить данные почти невозможно, потому что терминал напрямую передает данные в центр обработки платежей. Наименее защищён мобильный. Смартфоны можно взломать, точнее перехватить данные о платеже через слабо защищённые интернет-каналы.
Офлайн-эквайринг. Сначала нужно обратиться в банк и получить консультацию об услуге. Затем заполнить заявление и заключить договор. Предоставить договор аренды помещения (копию) и фотографии местоположения торговой точки, после чего можно использовать эквайринг для приема платежей от покупателей.
Онлайн-эквайринг. Чтобы подключить интернет-эквайринг, нужно обратиться в банк или агрегатор. Например, можно обратиться к менеджерам ЮKassa и отправить заявку. Из документов понадобится только паспорт. Но нужно будет подумать о технических особенностях подключения — существует несколько вариантов.
Если продавец принимает оплату пластиковыми картами, он должен учитывать несколько законодательных актов.
54-ФЗ. По этому закону продавец должен установить онлайн-кассу, чтобы при каждой продаже отдавать чек клиенту и одновременно отправлять чек в налоговую. Это должны делать даже те, кто принимает деньги через сайт, — они могут воспользоваться облачной кассой.
Закон «О защите прав потребителей». Если выручка продавца свыше 40 миллионов в год, он обязан принимать к оплате банковские карты. Он может избежать этого, только если находится там, где нет интернета.
ФЗ «О персональных данных». Интернет-магазины хранят и обрабатывают личные данные покупателя. По закону они должны спрашивать согласия покупателя, например, при подписании договора о получении товаров и услуг. Также закон обязывает хранить данные покупателей на территории РФ — об этом надо подумать, выбирая сервер или дата-центр для хранения данных.
Поправки в ФЗ «О национальной платежной системе». С 1 октября 2017 года все магазины и сайты с оборотом больше 40 млн рублей должны принимать к оплате карты «Мир». Это нужно учесть при выборе банка-эквайера.
- Эквайринг понадобится почти всем бизнесам: он упрощает продажи, улучшает репутацию компании, платежи становятся безопасней.
- Торговый подходит стационарным торговым точкам, мобильный — бизнесам с курьерами, интернет — всем, кто не встречается с клиентом напрямую.
- Чтобы выбрать эквайринг, нужно изучать тарифы и обращать внимание на услуги банка-эквайера.
- Работая с пластиковыми картами, нужно обращать внимание на некоторые законодательные акты.