Что такое маркировка товаров

Маркировка — это нанесение на товар специального двухмерного кода, который называется Data Matrix. В нём зашифрованы уникальные данные про каждый конкретный экземпляр продукции. Код сканируется только 2d-сканером, его не нужно путать с QR-кодом. Маркировка — это обязательство производителя проставлять Data Matrix поштучно на всю продукцию, и торговых компаний — считывать этот код и передавать информацию в электронном документообороте (ЭДО). Маркировка вводится, чтобы отслеживать всю цепочку движения товара к конечному потребителю. Она обязательна для всех участников рынка: производителя, импортёра, розничного продавца. Подобный контроль должен гарантировать потребителю, что он купил качественный товар, который пришёл в магазин законным путём.

Как работает обязательная маркировка

Проектом по маркированию продукции занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это не государственная организация, а подрядчик, нанятый правительством для реализации задачи.

ЦРПТ создал для этой цели систему «Честный знак», которая обеспечивает контроль маркированной продукции. Система генерирует и выдаёт участникам рынка коды Data Matrix, а также отслеживает их передвижение и в нужный момент выводит из оборота.

Чтобы получить код, производитель или импортёр должен купить его в системе «Честный знак» за 50 копеек. Для нанесения кода заводы должны модернизировать производственные линии.

Если товар закупается за рубежом, то импортёры должны организовать его маркировку ещё до ввоза в Россию. Для этого они либо договариваются об этом с иностранным заводом-производителем, либо организуют маркировочный пункт, расположенный на территории иностранного государства или на таможне.

В задачи «Честного знака» также входила организация контроля передвижения продукции. Для этого система интегрировалась в системы операторов электронного документооборота (ЭДО) и фискальных данных (ОФД). Поэтому теперь операторы получают информацию о том, что участник рынка продал или купил что-то маркированное, а система «Честный знак» сама «подтягивает» и обрабатывает эту информацию.

Вот как это происходит:

  • При покупке или продаже маркированной продукции происходит обмен цифровыми данными через универсальные передаточные документы (УПД). Раньше это было невозможно, но перед внедрением маркировки УПД дополнили полем для кодов Data Matrix. Простая накладная тут не подойдёт, потому что в ней нет этого поля.
  • После всех передвижений маркированного товара его нужно вывести из оборота. Это происходит при продаже потребителю. Магазин должен оповестить систему «Честный знак» о том, что конкретный экземпляр продан и больше никому перепродаваться не будет. На этой последней стадии ЭДО уже не подойдёт, поэтому система «Честный знак» использует данные, которые получают операторы фискальных данных.

По закону юрлица и ИП не обязаны использовать электронный документооборот, потому что он создавался для упрощения обмена документацией. А вот использовать новые онлайн-кассы и услуги ОФД в 2023 году обязаны практически все продавцы. Хотя есть исключения, и некоторые продавцы всё ещё могут работать без онлайн-касс. Однако если продаётся маркированная продукция (или скоро начнут маркировать), то бизнес в любом случае должен перейти на ЭДО и онлайн-кассу.

В чём суть экспериментов по маркировке товаров

Процесс внедрения этой системы достаточно долгий. Сначала по каждой новой товарной группе проводится эксперимент, чтобы вместе с крупными участниками рынка проверить, как именно можно перенастроить процессы производства и продаж, сколько времени это займёт. ИП и организации участвуют в эксперименте добровольно, и по его окончании оценивается, был ли опыт удачным. Если всё прошло хорошо, то определяются сроки и условия введения обязательной маркировки.

В любой товарной группе она вводится примерно по одному и тому же плану:

  1. Назначаются сроки эксперимента. Публикация такой информации говорит о начале эксперимента по определённым товарным категориям, хотя фактически изменения могут внедряться через год или позже.
  2. Подводятся итоги эксперимента. ЦРПТ оценивает, сколько понадобится времени, чтобы запустить маркировку, каких участников рынка это коснётся, сколько времени им нужно будет для настройки процессов. Если эксперимент не закончился успехом, то его продлевают, пытаясь как-то по-другому решить все те же задачи.
  3. Выходит постановление Правительства, где прописаны все этапы перехода на маркировку и несколько дат: первая — до которой всем участникам товарооборота по данной товарной категории нужно зарегистрироваться в системе «Честный знак» с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП). Вторая дата показывает, до какого числа производители и импортёры должны организовать маркировку. После этой даты все немаркированные товары будут считаться контрафактом. Третья дата показывает, с какого числа у продавцов возникает необходимость сканировать коды Data Matrix при закупке и продаже маркированной продукции.

Какие товары попадают под эксперименты в 2023 году

Эксперименты по маркировке отдельных групп продолжаются. В них участвуют следующие категории:

  • биологически активные добавки к пище (БАДы);
  • пиво и слабоалкогольные напитки: солод, сидр, пивные напитки, медовуха, игристые и неигристые напитки с процентом спирта не более 7%;
  • антисептики: дезинфицирующие средства и парфюмерно-косметические средства для гигиены рук с антимикробным действием;
  • медицинские изделия: обеззараживатели-очистители воздуха, ортопедическая обувь, ортопедические стельки и полустельки, слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы и т. д.
  • электронные сигареты, электронные системы доставки никотина, никотиносодержащие жидкости в картриджах и капсулах.

Какие товары начнут маркировать в 2023 году

С определённых дат обязательной маркировке подлежат следующие товарные группы:

  • Велосипеды и велосипедные рамы. Основание — распоряжение Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года.
  • Пиво и слабоалкогольные напитки. Основание — постановление Правительства РФ №2173 от 30 ноября 2022 года.

Также в 2023 году ожидается введение маркировки кресел-колясок: ручных, с двигателем, с механическими устройствами для передвижения. Эксперимент по этой товарной группе был успешно завершён 1 июня 2021 года. Соответствующего постановления Правительства о времени и порядке введения обязательной маркировки пока не было, но, возможно, оно скоро появится.

Какие изменения коснутся уже маркируемых товаров в 2023 году

Будут изменения в работе со следующими категориями:

  • Молочная продукция — с 1 декабря организации общепита и государственные учреждения должны передавать в систему «Честный знак» информацию об обороте товаров и выводе их из оборота; также маркировка становится обязательной для фермеров.
  • Упакованная (бутилированная) вода — с 1 марта все конечные продавцы должны передавать в систему «Честный знак» информацию о розничной реализации воды, а с 1 декабря организации общепита и государственные учреждения должны передавать данные о выбытии товаров из оборота.
  • Продукция, содержащая никотин — с 1 октября запрещён оборот без маркировки.

В сфере общепита до 1 декабря 2023 года считается, что товар выбыл из оборота при продаже самому заведению, а не конечному потребителю. То есть, списанием занимается не ресторан или кафе, а его поставщик.

Заключение

Для работы с системой маркировки, лучше заранее разобраться во всех нюансах. За несоблюдение законодательства владельцам бизнеса грозит административная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность. Перед работой с маркированными товарами розничному продавцу необходимо проверить:

  • поддерживает ли онлайн-касса и программное обеспечение работу с кодами Data Matrix;
  • не потребует ли оператор ЭДО дополнительную оплату за интеграцию с системой «Честный знак»;
  • считывает ли оператор фискальных данных информацию о продаже маркированной продукции.

Если торговля маркированной продукцией идёт через интернет, то вместо обычной можно использовать облачную онлайн-кассу от партнёров сервиса ЮKassa. Она находится в дата-центре, а у предпринимателя есть доступ через облачные технологии. При этом не нужно беспокоиться о настройках, стабильности интернета, своевременной замене фискального накопителя, так как эти задачи берёт на себя партнёр (дата-центр). Такой способ ведения отчётности соответствует закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации».

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор