Что изменили в налоговом мониторинге
Режим налогового мониторинга России за несколько лет значительно изменил процесс администрирования для крупных компаний. С 1 мая 2024 года начали действовать новые утвержденные ФНС форматы документов для подключения к нему в РФ. Закон упрощает условия перехода на новый порядок и делает его доступным для большего числа организаций. Расскажем в нашей статье, кто сможет подать заявление о переходе на налоговый мониторинг в 2024 году, какие понадобятся документы для учета, какие изменения появились в НК РФ.
Налоговый мониторинг представляет собой современный механизм взаимодействия с ФНС. Он регулируется НК РФ, разделом V.2. Чтобы проверить деятельность компании, налоговая инспекция получает онлайн-доступ ко всей отчётности. Почему эта система более эффективна:
- упрощается процесс проверки налогоплательщиков в режиме реального времени;
- сокращается срок проверки документов;
- своевременно выявляются риски, разрешаются споры и принимаются решения.
Налоговый орган хочет понимать, как компания сама пришла к конкретному результату, какие включила доходы и расходы и на каких принципах, как посчитала разницу и что в итоге отражено в декларации.
Подключение к налоговому мониторингу в России предоставляется только крупным и средним организациям. К основным критериям, которым должна соответствовать компания, относятся:
- доходы не менее 1 млрд руб. в год;
- сумма уплаты налогов –– не менее 100 млн руб. в год;
- стоимость активов на конец года –– не менее 1 млрд руб.
Мониторинг обязателен для тех, кто заключил соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Для этих участников пороговые значения отменены.
Для перехода к налоговому мониторингу нужно сделать следующее:
- Ввести в организации систему внутреннего контроля (СВК) для всех участников, а также продиагностировать текущее состояние информационных систем и ведения процессов налогового и бухгалтерского учета.
- Подготовить информационную базу.
- Подготовить документы и подать заявление в ФНС до 1 сентября предшествующего года.
К основным документам относятся:
- заявление о переходе на налоговый мониторинг;
- регламент об информационном взаимодействии;
- информация о взаимозависимых участниках;
- учетная политика для целей налогообложения;
- внутренние документы, регламентирующие СВК: информация о компании, контрольные процедуры, их анализ и оценка, мероприятия по совершенствованию СВК.
ФНС рассматривает заявление и принимает решение в течение двух месяцев до 1 ноября. Периодом проведения налогового мониторинга выступает календарный год (п. 4 ст. 105 26 НК РФ). Срок проведения одного налогового периода –– 1 год 9 месяцев (п. 5 ст. 105 26 НК РФ). Чтобы узнать более подробно, скачайте форму заявления и ознакомьтесь с данными на сайте ФНС.
Действующие и будущие участники налогового мониторинга должны опираться на следующие акты:
- Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ;
- Законопроект по снижению суммовых критериев для вступления в налоговый мониторинг (ID 02/04/01-23/00134916);
- Законопроект по вступлению в налоговый мониторинг для резидентов ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны (ID 02/04/10-22/00132211).
Какие новые изменения приняты:
- Взаимодействие с налоговым органом России по телекоммуникационным каналам связи. Раньше стояло ограничение информационного взаимодействия до 2024 года. Сейчас срок продлен до 2026 года. Эта проблема была актуальна для организаций, которые не успевали внедрить витрину данных и напрямую интегрироваться с АИС Налог-3.
- Расширение полномочий ФНС. Согласно новому порядку, налоговый орган может допрашивать свидетелей, которыми выступают любые физические лица. Эти лица знают об обстоятельствах, которые важны для осуществления налогового контроля. Теперь ФНС имеет право доступа к территориям и в помещения для проведения налогового мониторинга. Это допустимо в случае проверки налоговой декларации по НДС, где заявлена сумма налога к возмещению либо при выявлении противоречий или несоответствий.
- Расширение ответственности эксперта, переводчика и специалиста. Теперь по ст. 129 НК РФ участники ответственны за отказ от участия в проверке ФНС при проведении налогового мониторинга.
- Уточнение процедуры получения мотивированного мнения по запросу компании. Она вправе отозвать запрос, если подаст соответствующее заявление. Решение о том, чтобы оставить запрос без рассмотрения, принимается в течение пяти дней и направляется налогоплательщику в течение трех дней. Организация имеет право обратиться повторно. ФНС может приостановить срок направления мотивированного мнения до трех месяцев. Налоговая должна предварительно уведомить организацию с указанием органа, разъяснения которого необходимы.
Налоговики утвердили порядки ведения справочников:
- рисков;
- этапов бизнес-процесса;
- видов транспорта и транспортировки товаров;
- видов полезных ископаемых.
Эти документы используют в АИС "Налог-3" и информсистемах налогоплательщиков. Введение интеграции позволяет ФНС запрашивать и автоматически получать в ответ интересующие данные по документам и операциям компании.
Также есть ряд планируемых изменений, которые ещё не вступили в силу:
- снижение суммовых порогов для вступления в налоговый мониторинг на 20 %. По новому закону совокупный годовой доход и стоимость чистых активов организации должны составлять более 800 млн рублей;
- исключение суммовых порогов для вступления в налоговый мониторинг для резидентов ТОР, свободного порта Владивосток и Арктической зоны.
Таким образом ФНС России собирается расширить количество участников этой формы контроля. Новые законопроекты пока не внесены в Государственную думу. Сейчас ФНС России разрабатывает единую цифровую методологическую модель по налогам, а также этапам контроля в разрезе статей НК РФ и операционных блоков. Налогоплательщики больше мотивированы применять контроль, а компании могут снизить количество ошибок, которые влияют на полноту уплаты налогов.