Автоматизация цветочного магазина
Цветочный бизнес — высокорисковый. Здесь плотная конкуренция, сезонность и недолговечность товара. Несмотря на риски, флористические магазины — популярный выбор начинающих предпринимателей, потому что при успешной работе можно выйти на стабильный доход.
Грамотная автоматизация цветочного бизнеса поможет снизить затраты и увеличить прибыль. С помощью специальных программ и оборудования можно наладить продажи и учет, исключить ошибки, спрогнозировать спрос.
Цветочный магазин — популярное направление, которое привлекает начинающих предпринимателей. Многие из них считают, что живые цветы будут всегда пользоваться стабильным спросом, а для увеличения продаж нужно лишь уметь общаться с клиентами, красиво подать товар. Однако флористический бизнес отличается от других видов коммерческой деятельности спецификой товароучета:
- свежесрезанные цветы — быстропортящийся товар, из-за чего в торговых точках с ним чаще проводят операции списания, уценки;
- продукция закупается партиями, а реализуется поштучно, что нужно корректно отражать в учете;
- сложно прогнозировать спрос и планировать закупки у поставщиков, чтобы товара хватило, и он не успел потерять свежесть;
- при формировании стоимости букета или композиции нужно учитывать стоимость упаковочного материала, декора, услуг флориста.
Как правило, во флористических магазинах приходится ежедневно проводить уценку. Также при работе с живыми цветами нужно учитывать высокое влияние нестабильной финансовой ситуации на этот вид бизнеса. Во время кризиса покупатели начинают экономить на необязательных статьях расходов. К ним большинство людей относят букеты. Чтобы сохранить свое место в этой сфере, нужно уметь быстро реагировать на изменения, быть готовым к перестраиванию бизнеса, внедрению программ лояльности клиентов.
Для небольших цветочных салонов до сих пор характерно ведение товароучета по старинке — в таблицах Excel или вручную. Этот подход способен стать причиной нескольких проблем:
- Отсутствие понимания, сколько товара осталось на складе. Все продажи заносятся вручную, из-за чего в документах могут быть неточности. В результате магазин может проводить закупку цветов бессистемно, что приводит к лишним расходам или нехватке товара в нужный момент.
- Необходимость регулярного пересчета остатков, количества проданных букетов, израсходованных упаковочных материалов и декора. Из-за того, что эта работа проводится вручную, сотрудники тратят больше времени на рутинные процессы, чем на саму работу, общение с покупателями или обучение новым техникам.
- Увеличивается риск обмана и ошибок со стороны персонала. Сотрудники могут забыть записать продажу, оформить букет и провести его продажу мимо кассы или списать больше товара чем нужно, а излишки — реализовать.
- Сложно анализировать продажи за конкретные дни, недели и месяцы, прогнозировать спрос с учетом предыдущих периодов. По этой причине владелец магазина не может точно знать, в какое время нужно сделать дозаказ партии, чтобы справиться с потоком заказов.
Автоматизация уменьшает количество и объем рутинных задач. С ее помощью процесс товароучета и продаж будет отлажен до мелочей. Внедрение CRM и других похожих систем позволит понять, какие товары в салоне самые ходовые, а какие пользуются низким спросом даже в праздники. Доступ к аналитике предоставит владельцу бизнеса возможность укрепить свои позиции на рынке, продумать стратегию закупок, рекламы.
Любой флористический салон можно автоматизировать. Кроме того, программы быстро помогут автоматизировать и целые точки продаж:
- быстрый учет товара на складе, в торговом зале;
- увеличение скорости обслуживания клиентов;
- доступ к наглядной статистике продаж, товарного оборота;
- возможность удаленного контроля работы персонала;
- удобство планирования закупок, взаимодействия с поставщиками;
- понятный учет финансов.
Вместо внесения записей по любым операциям в таблицу персонал будет проводить приемку партии в системе и списывать товар на кассе. Программа автоматизации сама отобразит нужные данные и автоматически учтет продажу каждого наименования. Владелец магазина сможет в любой момент ознакомиться с отчетностью по разным параметрам: статистике продаж, среднему чеку, количеству букетов, проданных за одну смену или конкретным флористом и т. д.
Выбирать систему для автоматизации работы флористического салона нужно, ориентируясь на потребности конкретного магазина, его масштабы. Специализированные программы позволяют контролировать продажи в розницу, через социальные сети и сайт, работать с клиентской базой — запускать акции, бонусные программы. На этом список их возможностей не ограничивается.
При подборе CRM-системы нужно учитывать, насколько у нее понятный интерфейс. От этого параметра зависит, придется ли тратить дополнительное время на обучение сотрудников, просто ли будет вести карточки клиентов, вносить их контактные данные. Программа должна легко интегрироваться с онлайн-кассами, терминалами для приема оплаты картми и через СБП по QR-кодам.
Программа автоматизации может предоставлять возможность подключить:
- сервисы рассылок и IP-телефонию для улучшения коммуникации с клиентами, чтобы покупатели моментально узнавали о распродажах, поступлении свежего ассортимента и т. д.;
- курьерскую доставку собственной службой или другими компаниями с регистрацией продаж через программу;
- продажи через социальные сети — можно настроить страницу паблика в виде витрины и принимать заказы онлайн в одном окне.
Процесс автоматизации состоит из нескольких этапов. Основные из них — выбор и настройка программного обеспечения, оборудования с нужным набором функций. Программа не должна быть перегружена опциями, однако должна соответствовать специфике бизнеса — учитывать свежесть товара, сроки доставки композиций и т. д.
Какое оборудование и программы понадобятся
Выбор типа, модели оборудования и товароучетной системы зависит от проходимости торговой точки, ассортимента, ведутся ли продажи только офлайн или салон ведет и онлайн-торговлю, какой выделен бюджет, и других особенностей. В стандартный список ПО и техники входят:
- Компьютер с товароучетной программой — обычный персональный компьютер или ноутбук и даже смартфон с товароучетной программой, такой как 1С, или кассовой.
- Сканер штрихкода пригодится, если в салоне много сувениров, подарочных наборов, игрушек и других сопутствующих материалов. Сами цветы и упаковку можно искать в программе вручную, если ассортимент ограничен.
- Онлайн-касса — для контрольно-кассовой техники нужно будет подобрать ПО и настроить его интеграцию с товароучетной системой, приобрести банковский терминал, фискальный накопитель.
- Терминал для эквайринга — для приема оплаты по банковским картам или оплаты смартфоном, с помощью QR-кодов.
Подобрать оборудование и ПО для автоматизации цветочного бизнеса можно с помощью специалистов, которые занимаются ретейлом. Необязательно выбирать только универсальные решения — на рынке представлены и специализированные CRM-системы для флористического бизнеса. Как правило, такие программы подходят для любого бизнеса — маленьких магазинчиков, крупных сетей, оптовой и розничной торговли.
Специализированные решения отличаются набором функций, стоимостью подключения и обслуживания в месяц/год. При выборе системы автоматизации нужно сравнить ее с конкурентами по удобству интерфейса, наличию бесплатного пробного периода, мобильного приложения. Нужно также оценить сложность внедрения ПО, стоимость услуги, ознакомиться с отзывами пользователей.
Автоматизация цветочного бизнеса позволит снизить объем рутинных задач, увеличить продажи и лояльность клиентов. Правильно подобранная программа поможет настроить деловые процессы. CRM-системы в магазинах цветов помогут:
- повысить скорость обслуживания;
- автоматически формировать статистику, отчетность;
- контролировать дистанционно работу персонала;
- исключить ошибки в учете товара и продаж;
- выявить неэффективных продавцов, исключить кражи;
- открыть онлайн-доступ к финансовым показателям (статистика продаж, средний чек и т. д.);
- упростить коммуникации с клиентами, поставщиками.
Выбрать для флористического салона можно как универсальные программы для автоматизации, так и специализированные решения. При поиске системы нужно учитывать масштаб бизнеса, выделенный бюджет, широту ассортимента и другие особенности. Но в первую очередь предприниматель или организация должны понять, какие задачи должна выполнять CRM-система.