«Молодость» и успех в онлайне: вдохновляющая история кафе из Нижнего Новгорода и их адаптации к ограничениям
Нижегородское кафе «Молодость», как и тысячи других, в апреле закрыло свои двери для посетителей. За считанные дни маленький локальный бизнес сумел полностью перестроиться на работу онлайн. О том, как остаться на плаву и сохранить клиентов в период самоизоляции, мы поговорили с создателем кафе Михаилом Петровым.
Проект Миши и Даши Петровых «Молодость» появился 3 года назад. Тогда это был небольшой магазинчик ВКонтакте. Сувениры, украшения и аксессуары первое время привозили из Китая и Японии, а потом начали закупать у российских мастеров. Благодаря уникальному ассортименту, магазин приобрёл своих почитателей, поэтому Петровы не закрыли его, а сделали частью своего кафе, о котором мечтали с самого начала.
Михаил признаётся, что сложным был не старт бизнеса и даже не первые шаги в нише общественного питания, а открытие полноценного кафе в центре города.
Я уже нашёл помещение, накопил на уплату залога и аренды, начал делать своими силами ремонт. Но финансовый вопрос был открытым до самого конца — я не знал, на что нам открываться. Я провёл 30 или 40 переговоров, и в конце концов нашёл в Нижнем Новгороде человека, готового вложиться в наш проект. Сумма была небольшая, и мы обустраивались в несколько этапов: постепенно зарабатывали и на эти деньги улучшали наше кафе.
Удачное расположение ещё не гарантировало успеха — новое заведение на 20 посадочных мест было неприметным, поэтому ставку сделали на продвижение онлайн. Этот контакт с аудиторией в сети помог «Молодости» не потерять клиентов из-за массового локдауна.
Михаил признаётся, что всегда воспринимал доставку еды скептически, ведь свежеприготовленное блюдо за считанные минуты теряет заметную долю своих вкусовых качеств. Однако, пандемия и режим самоизоляции не оставили выбора. Простой и очевидный вариант подключения к агрегатору доставки не рассматривался: в «Молодости» довольно высокая себестоимость блюд из-за приверженности владельцев натуральным ингредиентам. Чтобы отдавать процент агрегатору, пришлось бы сильно поднять цены. Нужен был свой сайт. Бесплатную платформу для него предложила компания Poster, услугами которой кафе пользовалось для ведения учёта.
Мы за считанные дни сделали сайт, который уже был связан с внутренней учётной системой в нашем кафе. Потом подключили ЮKassa. Интеграция нашего сайта была пошагово прописана, поэтому мы даже не рассматривали другие варианты. Условия и тарифы нас устроили, и мы быстро начали работу.
На начало апреля в штате оставалось всего 2 повара, работающих посменно, доставкой Михаил занимался лично. Заказов было всего 2–3 за день, в оставшееся время ребята снимали ролики для соцсетей и занимались продвижением. После подключения ЮKassa продажи подросли — клиентам было удобнее платить онлайн.
Сейчас «Молодость» вышла на 15–20 заказов ежедневно. Средний чек тоже подрос: к заказам недорогих комплексных обедов за 300–400 рублей добавились покупки для семейного стола или на компанию стоимостью 1500–2000 рублей. 80% заказов клиенты оплачивают через сайт.
ЮKassa подключается полностью онлайн за 3 дня, нужен только паспорт директора и лицензии для некоторых видов бизнеса. В ней уже есть готовые модули для большинства CMS, чтобы встроить оплату на сайт без разработчика. Можно принимать платежи и без сайта через сервис выставления счетов.
Несмотря на оперативную перестройку и арендные каникулы, «Молодости» пришлось несладко. Если раньше оборот достигал 700 000 рублей в месяц, то в новых условиях удалось достичь лишь 20% от этой суммы. Но и это позволяет выплачивать зарплату сотрудникам, не растерять команду. О своей прибыли Михаил сейчас не думает: он уверен, что нужно сохранять контакт с клиентами, пусть и в новом формате.
Даже когда мы были полными новичками, у нас была атмосфера, которую ценили наши гости. Каждую мелочь в кафе, включая мебель, декор и светильники, мы делали с женой вдвоём. И сейчас нам важно не только доставлять качественную еду, но и дарить людям позитивные эмоции. С нашими заказами клиенты получают подарки: сладости, несколько порций хорошего чая, чтобы заварить его дома, именные пожелания на упаковках с едой и многое другое.
Эти знаки внимания передают часть той атмосферы, которая есть внутри заведения, и помогают сохранить лояльную аудиторию. За последние пару месяцев Михаил перепробовал много механик для привлечения покупателей и остановился на самых эффективных.
Хорошо работают игры и конкурсы. Например, с заказом клиент получает стикер в виде человечка, которому нужно помочь выжить во время пандемии. К нему можно собрать 5 наклеек: в виде маски, гречки, туалетной бумаги, мыла и санитайзера. К каждому заказу прилагается одна наклейка. Когда человечек полностью “экипирован”, клиент получает от нас ужин на двоих в подарок.
Михаил собирается развивать доставку и после открытия кафе для гостей. Уже сейчас некоторые заказы приходится возить в отдалённые районы города — там «Молодость» планирует открывать новые точки для сокращения времени доставки.
Если вы готовы к быстрым переменам, ЮKassa всегда придёт на помощь. Её можно быстро установить на сайт, а также использовать для продаж без сайта. Мы работаем как с ИП и юрлицами, так и с самозанятыми. Подключайтесь!
Мы желаем команде «Молодости» удачи!