Помарочный учет алкоголя

Помарочный учет алкоголя еще называют поштучным. Эта система была запущена в 2018 году для контроля движения каждой единицы спиртного на рынке и снижения количества контрафактной алкогольной продукции на прилавках магазинов и в заведениях общепита. Отслеживать оборот алкоголя Росалкогольрегулированию помогает Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС). Компании и предприниматели, которые изготавливают и продают спиртосодержащие напитки на территории Российской Федерации, обязаны использовать ЕГАИС в работе.

Рассказываем в подробностях, какие правила помарочного учета спиртного в рознице и общепите действуют сегодня, и на что нужно обратить внимание при сдаче отчетности.

Помарочный учет: в чем его суть и кому он нужен

За оборотом алкоголя в России следит Росалкогольрегулирование (ФСРАР). Внедрение помарочного учета позволяет управлению контролировать перемещение спиртного от момента его производства до продажи конечному потребителю. И не целой партии, а каждой бутылки или банки. Именно поэтому учет называют помарочным — от слова «марка». В прошлом он распространялся только на федеральные и акцизные марки нового образца, а сегодня — на все.

Благодаря новой системе ФСРАР видит все этапы движения акцизных марок, поскольку все участники рынка отражают перемещение продукции с кодами в электронных накладных, используя ЕГАИС 3.0. Помарочный учет сделал производство, импорт, а также поставки и продажи прозрачнее, минимизируя возможность появления нелегального алкоголя на рынке. Марочные коды теперь фиксируются во всех учетных документах — накладных, актах и т. д.

Чтобы было возможно отслеживать марки, изготовители спиртных напитков и импортеры проводят регистрацию товара в ЕГАИС и приклеивают на каждую единицу алкоголя федеральные специальные марки или ФСМ. ФСМ изготавливает «Гознак», а идентификатором служит код Data Matrix. Подделки не имеют марок, а значит, не встречаются в базах.

Учет алкоголя в ЕГАИС: правила работы с регистрами

В ЕГАИС существует три регистра, которые имеют соответствующую нумерацию:

  • первый — для оптового учета. По сути это виртуальный склад, в котором отражаются все принятые товары и совершенные с ними действия. В этом регистре фиксируется поступление спиртной продукции на баланс, ее перемещение между торговыми точками, возвраты и списания;
  • второй — для торгового зала. Именно отсюда алкоголь ранее списывали при продаже. ФСРАР постепенно отменяет взаимодействие участников рынка с этим регистром. На этом регистре сохранялся код и наименование товара, проводилась фиксация продажи спиртного в розницу, а также его списание и постановка в ЕГАИС на баланс;
  • третий — для хранения акцизных марок, для которых действует поштучный учет. Хранилище используется для контроля за движением крепкого алкоголя. В зависимости от типа оборудования, этот регистр может не отражаться в системе. Поэтому предприниматели и компании могут ориентироваться на первый регистр, где хранятся маркированные товары и откуда же происходит списание.

С 15 мая 2023 года Росалкогольрегулирование ввело запрет на перенос слабоалкогольных напитков и пива с первого на второй регистр для заведений сферы общепита и розничных магазинов. Эти изменения начали действовать из-за поэтапного введения обязательной маркировки пива. Теперь списывать новое поступившее пиво, медовуху, сидр, пуаре и пивные напитки нужно со склада.

Второй регистр в ближайшем будущем будет заблокирован, пока ФСРАР не уточняет дату полного запрета на его использование. Предполагается, что доступ к торговому залу в системе сохранится до полного обнуления остатков на нем у большинства розничных продавцов и заведений общепита.

Особенности перехода на поштучный учет алкогольной продукции

Помарочный учет в рознице и общепите касается старых и новых акцизных марок, но партионный алкоголь хранится исключительно на первом и втором регистре, а весь помарочный — на первом и третьем. Коды марок нужно отражать в приходной накладной в ЕГАИС 3.0, а затем добавлять их в исходящие накладные с актами списания. Чтобы было удобнее проводить эти операции, предприниматели и организации могут использовать 2D-сканеры кодов.

Обновленные марки для алкоголя обеспечивают усиленную защиту от подделок. Они содержат квадратный код, в котором зашифрована основная информация о продукции — например, номер и серия марки. Марки нового образца содержат 150 знаков, при продаже товара с новыми акцизами в ЕГАИС происходит списание с первого регистра. А чтобы это было возможно, необходимо, чтобы марка числилась на третьем регистре организации.

Старые марки помимо квадратного кода содержали прямоугольные коды, сегодня они не выпускаются, а оставшееся на складах спиртное выводится из оборота. Особенность старых акцизов в количестве знаков — их 68. Продажа спиртного с такими марками допускается, если оно было переведено на поштучный учет. Тогда товар будет списан с первого регистра количественно, а с третьего — помарочно.

Как работать с ЕГАИС при учете пива в рознице

Производить, импортировать и проводить реализацию спиртного без его учета в ЕГАИС запрещено. При обнаружении неучтенного товара в системе будет произведена конфискация, а предприниматель или организация получит штраф. Взыскания наложат и за неподключение к системе:

  • для ответственных лиц и предпринимателей — от 10 000 до 15 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей.

Чтобы розничный магазин или заведение общепита могло работать с алкоголем, перед подключением к ЕГАИС необходимо получить квалифицированную электронную подпись и оформить лицензию. Юридическим лицам нужна ЭП для каждого подразделения, тогда как предпринимателям можно иметь один сертификат подписи для всех торговых точек.

После этого нужно выполнить следующие шаги:

  1. Авторизоваться в системе, пройти проверку оборудования и программного обеспечения на соответствие правилам ЕГАИС, а затем зайти в личный кабинет.
  2. Выполнить генерацию RSA-ключа для обмена данными с сервером госсистемы, при наличии нескольких подразделений — сформировать сертификат для каждого из них.
  3. Загрузить приложение для обмена документами из системы товароучета с сервером ЕГАИС — УТМ, или универсальный транспортный модуль, а также настроить его интеграцию с учетной записью в госсистеме.

Всем участникам торговли алкоголем в розницу после регистрации в системе необходимо подтверждать факт закупки товара. ООО, в отличие от ИП, еще обязаны фиксировать факты продажи пива. Кроме этого, по реализованной продукции нужно вести журнал учета розничной продажи алкогольных напитков в бумажном и электронном виде с ежедневным занесением данных.

В розничных магазинах фиксируется факт продажи пива с помощью кассового оборудования, которое подключено к онлайн-кассе ЕГАИС. Если реализовать напиток не через онлайн-кассу, предпринимателей, компании и должностных лиц ожидают штрафы. Их размер зависит от суммы выручки. Например, для юридических лиц штраф может доходить до 100% выручки из кассы, эта сумма не может быть меньше 300 000 рублей.

Ежеквартально розничные продавцы пива должны сдавать алкогольную декларацию. Им и общепиту при продаже пивных напитков в розницу нужно формировать ежедневные акты списания, отправляя их в систему с указанием причины списания ― например, «реализация». Такую информацию следует передавать ЕГАИС не позже следующего дня с даты списания. Акты будут формироваться автоматически, если учетная система взаимодействует с онлайн-кассой.

Итоги

Помарочный учет алкоголя был введен для контроля за оборотом спиртного на всех этапах, начиная от производства и заканчивая его продажей покупателю. Для отслеживания данных по каждой марке используется система ЕГАИС. В ней предусмотрено три регистра — виртуальный склад, торговый зал и хранилище марок. Все розничные продавцы и общепит должны зарегистрироваться в системе и научиться в ней работать, данные о продажах в ЕГАИС передаются через онлайн-кассу. А при реализации пива — с помощью ежедневных актов списания.

Полезные предложения

5
<<<<<

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор