Что такое франчайзинг и как работают франшизы в разных сферах бизнеса
Что даёт франчайзинг? Возможность начать бизнес и при этом избежать типичных ошибок.
У франшизы есть свои преимущества и недостатки. Особенности понравившегося варианта нужно проанализировать, прежде чем его покупать.
Что получает предприниматель, когда покупает франшизу? Логотип известного бренда, право работать под его именем, фирменный стиль. А ещё все модели процессов: от технологий производства до поставщиков и методов работы с ними.
Здесь участвуют две стороны:
- франчайзер — тот, кто продаёт право использовать бренд, все сопутствующие бизнес-модели;
- франчайзи — тот, кто покупает франшизу.
Правильно выбрав франшизу, начинающий предприниматель, по сути, получает рабочий бизнес, систему с узнаваемой торговой маркой, проработанными процессами. Многие новички задумываются о начале работы по франшизе.
По типам:
Вид | Краткая характеристика | Что получает франчайзи | Примеры |
Сервисная | Франчайзер даёт право оказывать услуги под своим брендом, основное отличие от других видов — товарная составляющая для этого вида минимальна или её нет | технологии, стандарты оказания услуг; дизайнерские решения; правила обслуживания клиентов; технологии работы; материалы, оборудование при необходимости (либо налаженные каналы взаимодействия с поставщиками) | Салоны красоты, автосервисы, туристические агентства, организации сферы образования (дополнительного, дошкольного, внешкольного), иные аналогичные компании |
Товарная | Основной поставщик товара — франчайзер, этот вид предлагают производители или дистрибьюторы | перечень товаров; правила обслуживания покупателей; дизайн (внешнее, внутреннее оформление); каналы поставки всего ассортимента; технология торговли | Супермаркеты, розничные магазины, алкомаркеты |
Производственная | Самая редкая разновидность, покупатель работает как производитель под маркой успешного бренда | оборудование; технология производства; стандарты качества, порядок организации контроля за их соблюдением; сырьё, материалы для производства | Производители строительных материалов, мебели, компании из сферы переработки пластика |
Бывают комбинированные типы, которые объединяют сервис, производство и продажу товаров. Яркий пример — сеть McDonald’s. По сферам деятельности видов также будет несколько:
Вид | Ориентировочный минимальный объём инвестиций | Что получает франчайзи |
Общественное питание | от 200 тысяч рублей | технико-технологические карты (предприниматель будет знать подробные рецепты с перечнями ингредиентов, количеством, порядком приготовления, себестоимостью каждого блюда); программа лояльности; рекомендации по кассовому, технологическому оборудованию; дизайн |
Розничная торговля (продовольствие) | от 1 млн рублей | стандарты, системы, скрипты обслуживания; ассортимент и/или каналы поставок для магазина; выгодные закупочные цены; проработанный ассортимент; программа лояльности (при наличии); маркетинговая поддержка; дизайн; помощь в подборе помещений для ведения бизнеса |
Розничная торговля (непродовольственный сегмент) | от 1 млн рублей | стандарты, системы, скрипты обслуживания; ассортимент и/или каналы поставок для магазина; выгодные закупочные цены; проработанный ассортимент; программа лояльности (при наличии); маркетинговая поддержка; дизайн; помощь в подборе помещений для ведения бизнеса |
Услуги | от 300 тысяч рублей | Аналогично сервисному типу |
Розничная продажа алкоголя | от 1 млн рублей | помощь в получении необходимой лицензии (при необходимости); инструменты привлечения, удержания покупателей; консультативная поддержка в части работы с ЕГАИС; проработанный ассортимент, ценообразование; стандарты, скрипты обслуживания; ассортимент и/или каналы поставок; программа лояльности (при наличии); дизайнерские решения |
Производство | В зависимости от производимой продукции | Аналогично производственному виду |
Самые популярные можно купить в сфере продовольственной розницы. В сфере услуг франшизы более доступны по порогу вхождения. Стоимость зависит от масштабов бизнеса, его узнаваемости, полноты поддержки.
Бренд получает выплаты от партнёра. Кроме того, повышается узнаваемость, популярность торговой марки.
С точки зрения франчайзи преимуществ также немало:
- Закупки по низким ценам. Франчайзеры предоставляют доступ к коллективным закупкам. Это позволяет обеспечить работу всем необходимым по более низким ценам и с хорошими скидками.
- Поддержка. Обучающая — предоставляются готовые программы, курсы с объяснениями о ведении конкретного бизнеса. Консультативная — как решать возникающие проблемы, оформлять разрешительные документы, взаимодействовать с контролирующими органами. Организационная — оптимальный порядок действий в рамках каждого процесса.
- Не понадобится разрабатывать процессы, оптимизировать их методом проб и ошибок. Всё уже налажено, проверено, оптимизировано — осталось только внедрить и следовать стандартам. Это оптимально для тех, у кого нет опыта предпринимательской деятельности, кто просто не знает, с чего начать.
- Узнаваемый бренд — торговая марка.
В зависимости от типа, сферы деятельности также предоставляют техкарты, помогают правильно организовать контроль за стандартами качества, находить поставщиков (а иногда даже сами предоставляют необходимые товары), подобрать и оформить помещение. Однако эти преимущества доступны, только если франчайзер добросовестно относится к исполнению условий договора.
Во франчайзинге бренд рискует репутацией. Если франчайзи нарушит технологию производства, не будет следовать стандартам, такой подход нанесёт удар по торговой марке.
С позиции франчайзи такая схема работы также имеет свои минусы:
- Зависимость от франчайзера. Если бренд станет участником крупного скандала или вовсе обанкротится, то франчайзи попадёт под удар. Если он сам работал идеально и не допускал никаких нарушений, это вряд ли поможет. Иногда франчайзи не удаётся пережить даже кардинальную перестройку бизнес-модели франчайзера.
- Строгие стандарты, ограничения, контроль. Это значимое отличие от самостоятельной работы. Франчайзер может диктовать стандарты работы (оказания услуг), вид униформы, используемые ингредиенты, поставщиков, схемы поведения сотрудников. Их соблюдение обязательно для франчайзи. Однако это часто оказывается слишком сложно, неудобно и дорого. Не каждый предприниматель готов к тому, что кто-то будет полностью контролировать бизнес, диктовать правила, пока он работает.
- Необходимость делиться прибылью. Франчайзер всегда забирает определённый процент прибыли — это обозначено в договоре. Это ограничивает возможность франчайзи в части повышения зарплаты или реинвестирования в развитие собственного бизнеса.
- Большой объём стартовых затрат. Входить на рынок через франчайзинг дороже, чем начинать работать самому. Придётся регулярно платить за бренд, помимо расходов на запуск (аренда помещения, закупка сырья, материалов, оборудования, товарного ассортимента).
Выплаты франчайзеру
Как уже сказано выше — придётся делиться. Есть две категории отчислений:
- Паушальный взнос — выплачивается единовременно при заключении контракта о покупке франшизы. За эти деньги предоставляются стандарты работы, информационная и маркетинговая поддержка, обучение, материалы для рекламы. Франчайзер не всегда требует оплаты паушального взноса, если выбран товарный тип, так как франчайзи обязан купить у него весь ассортимент.
- Роялти — выплачиваются регулярно, в течение всего срока действия договора. В зависимости от условий договора выплаты могут быть фиксированными — это означает, что оплачивается строго определённая сумма. Её размер не зависит от того, успешно ли работает франчайзи, какие у него доходы. Могут быть плавающими — это означает, что выплаты рассчитываются как процент от суммы прибыли или продаж и могут меняться от 2–4% до 50%. До половины прибыли выплачивают франчайзи, которые работают по агентской модели.
При сотрудничестве с добросовестным франчайзером оплатить паушальные взносы, роялти оказывается намного выгоднее, чем строить дело с нуля. Если же речь идёт о бренде, который ограничивается продажей франшизы, не оказывает поддержки, то, по сути, предприниматель отдаёт деньги безо всякого положительного эффекта для себя.
За красивым словом «франчайзинг» может скрываться успешный проект с полной поддержкой или, например, финансовая пирамида. Поэтому при выборе франшизы предпринимателю нужно быть предельно внимательным.
Какие сведения надо проверить при подборе?
Данные о компании
Желательно сравнивать информацию из нескольких источников, в том числе независимых. Ориентироваться только на рекламные предложения самого франчайзера недостаточно. Нужно поинтересоваться:
- Использует ли бренд свою бизнес-модель или только продаёт франшизу.
- Сколько лет компания работает, как долго предлагает франшизу. Если предложение новое, оно может быть недостаточно проработанным. Неопытному человеку будет сложно, хотя сам бренд при этом может быть вполне ответственным.
- Число готовых проектов. Открытие множества успешных точек франчайзи — лучшее подтверждение его эффективности.
Уровень поддержки
В зависимости от условий поддержка бывает:
- частичная;
- полная.
В первом случае предоставляется базовый набор. Он содержит методички, должностные инструкции, макеты, логотип, фирменный стиль, минимальный набор инструментов для привлечения клиентов.
Преимущество второго — полное сопровождение. Предпринимателю помогают выбирать помещение и подготавливать его до открытия, а также решать проблемы, возникающие в ходе деятельности.
Юридическая чистота
Отсутствие долгов, зарегистрированный бренд, подробный договор, готовность к взаимодействию с потенциальными франчайзи — признаки надёжности партнёра.
Будет не лишним изучить отзывы франчайзи, которые уже сотрудничают с брендом или работали с ним раньше:
- обратить внимание на проблемы, с которыми они столкнулись до момента открытия и после него;
- помогал ли бренд с их решением;
- насколько долго окупались вложения;
- есть ли преимущества и недостатки, о которых ничего не написано.
При желании можно связаться с франчайзи, чтобы уточнить все важные моменты.
Способы поиска:
- Запрос у бренда. Подойдёт, если бренд уже выбран. Чтобы начать работать, нужно найти соответствующую страницу на сайте компании. Если её нет, то обратиться напрямую — позвонить по контактному телефону или направить запрос по электронной почте.
- Сайт-каталог или онлайн-агрегатор. Преимущество в том, что на таких страницах размещено много предложений от разных брендов. Их можно отфильтровать по сфере деятельности и другим параметрам, сравнить условия, а потом выбирать. Размещение объявления на таких сайтах платное, поэтому не все франчайзеры пользуются их услугами.
- Выставка — в них редко участвует крупный бизнес. Зато можно рассмотреть сразу много предложений. Проводятся в Москве (Buybrand — дважды в год), а также в ряде крупных городов России.
Некоторые бренды занимаются продвижением через соцсети, однако предложений мало, а сравнивать условия сложно.
Прежде чем приобретать франшизу, нужно выбрать сферу деятельности, оценить свои финансовые возможности. В первое время после открытия не будет прибыли, но нужно перечислять деньги франчайзеру.
Следующий шаг — подбор предложения. На этом этапе предстоит изучить договора. Документы всегда составлены в пользу компании-франчайзера. Внести кардинальные изменения не получится, а доработать отдельные пункты можно.
Нелишним будет продумать платёжные решения. Франчайзеры предоставят инструменты, но вопрос приёма платежей обычно остаётся за франчайзи. Удобный вариант для любой сферы предлагает сервис ЮKassa.
Покупка франшизы обойдётся бизнесмену дороже, чем решение входить на рынок с собственным брендом. Однако это удобный вариант для тех, кто только начинает работать.