Как стать самозанятым
Самозанятость — специальный режим уплаты налога на профессиональный доход (НПД) физическими лицами. Эксперимент с внедрением самозанятости начался в 2019 году. Количество физлиц, выбравших специальный налоговый режим, стремительно увеличивается. Самозанятыми в России стали уже более 10 млн человек. Пока планируется, что этот налог будет действовать до конца 2028 года.
У этого режима много плюсов — самозанятые могут работать с любыми организациями/ИП и не платить взносы в СФР. Кроме того, постановка на учёт происходит онлайн: самозанятость оформляется в короткие сроки в приложении ФНС или через Госуслуги. Для регистрации самозанятости нужны только паспорт, ИНН и смартфон. Отчётность ведёт налоговая: достаточно своевременно создавать чеки в мобильном приложении «Мой налог».
Перейти на уплату налога на профессиональный доход вправе физические лица, которые оказывают услуги, продают товары собственноручного производства, сдают в аренду жилую недвижимость, выполняют работы.
Виды деятельности, недоступные самозанятым:
- перепродажа чужих товаров,
- продажа подакцизных товаров,
- добыча полезных ископаемых.
Также самозанятые не могут оказывать детективные, нотариальные и адвокатские услуги. Ещё одно ограничение для самозанятости — ведение бизнеса в качестве агента или посредника.
В 2025 году, в соответствии с федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ, статус самозанятого может получить любой гражданин РФ, достигший возраста 18 лет.
При желании самозанятым можно стать и до совершеннолетия:
- в 14 лет нужно подтвердить согласие родителя или другого законного представителя (опекуна/попечителя);
- в 16 лет физическим лицам, наделённым полной дееспособностью в силу объективных причин, потребуется свидетельство о браке или решение суда об эмансипации несовершеннолетнего.
По закону налог на профессиональный доход вправе уплачивать:
- ИП;
- граждане, работающие по трудовому договору;
- работники, оформленные по договору гражданско-правового характера;
- молодые мамы в период декретного отпуска;
- жители России, достигшие пенсионного возраста;
- физические лица с ограниченными возможностями здоровья.
Все категории налогоплательщиков, перечисленные выше, став самозанятыми, сохраняют право на пособия и другие социальные выплаты от государства.
Стать самозанятыми на территории России могут и некоторые иностранцы. Специальный налоговый режим доступен гражданам Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, если они занимаются подходящим видом деятельности.
Чтобы перейти на уплату налога на профессиональный доход, сначала придётся получить разрешение на проживание — ВНЖ или ВРП. Следующий шаг — стать налоговым резидентом РФ, то есть получить российский ИНН (если иностранец проживает более 183 дней в году за границей, он утрачивает статус резидента). Получив ИНН, иностранный гражданин может зарегистрироваться как самозанятый любым удобным способом. Налоговая ставка, ограничения и бонусы одинаковы для всех плательщиков налога на профессиональный доход независимо от гражданства.
На основании 422-ФЗ оформить самозанятость могут физические лица, годовой доход которых менее 2,4 млн рублей. Если этот лимит превышен, ФНС на основании пробитых чеков пересчитает сумму налога по стандартной ставке НДФЛ. Кроме того, самозанятого снимут с учёта, и придётся вести деятельность в статусе ИП или создавать юридическое лицо.
В 2025 году самозанятость заменяет несколько других налогов:
- налог на доходы физического лица (НДФЛ);
- налоги, которые уплачивают ИП на ОСНО, УСН (АУСН), патенте или ЕСХН.
Способ поступления денег от контрагентов не влияет на размер налога. Независимо от того, работает ли самозанятый за наличку или по безналу, по итогам месяца ему нужно заплатить:
- 4% с доходов, полученных от физлиц;
- 6% от суммы оплат, поступивших от ИП и организаций.
По правилам специального налогового режима при первой постановке на учёт самозанятому начисляется бонус 10 тысяч рублей, который снижает сумму налога на профессиональный доход на 1%. Льгота действует до тех пор, пока не закончится бонус. После этого самозанятый уплачивает НПД по стандартной ставке, исходя из суммы пробитых чеков.
Налог на профессиональный доход при самозанятости рассчитывается автоматически. Достаточно указать в приложении «Мой налог» сумму чека и сформировать документ. Размер налога сразу же высвечивается на главном экране. С каждым новым чеком величина налога за самозанятость, который нужно уплатить по итогам месяца, увеличивается.
Если в какой-то период поступлений не было, чеки не выбиваются: соответственно, налог на профессиональный доход ФНС тоже не начисляет.
Уплата фиксированных вносов в СФР не входит в обязанности самозанятого. Однако, чтобы увеличить будущую пенсию, можно перечислять добровольные взносы. В 2025 году нужно заплатить 59 241,60 ₽.
Самозанятые могут принимать платежи наличными или по безналу — на карту, банковский счёт или электронный кошелёк. Информацию о поступлениях обязательно нужно занести в приложение «Мой налог» и сформировать чек.
Когда поступлений много, создание чеков и отправка документов контрагентам отнимает много времени. Этот процесс можно автоматизировать, если подключить сервис приёма платежей для самозанятых от ЮКassa.
Заключив договор с ЮKassa, можно принимать оплаты на сайте, в мессенджерах и в социальных сетях. Клиенты рассчитываются за товары/услуги/работы с помощью платёжной формы или ссылки. Платежи можно принимать круглосуточно. Аналитика по всем транзакциям и выставленным счетам хранится в личном кабинете самозанятого на сайте ЮKassa.
Сервис приёма платежей для самозанятых работает так:
- Клиент знакомится с предложенными товарами/услугами/работами и выбирает любой удобный способ оплаты — например, банковской картой, через СБП или с помощью сервиса бесконтактной оплаты (SberPay или T-Pay). Всего доступно более десяти вариантов.
- Покупатель заполняет платёжную форму и подтверждает транзакцию.
- После обработки данные о транзакции поступают эквайеру — поставщику финансовых услуг, с которым у продавца заключён договор расчётно-кассового обслуживания.
- Затем запрос на списание поступает эмитенту — банку, который обслуживает счёт покупателя. Если баланс карты или электронного кошелька позволяет, деньги списываются и переводятся самозанятому.
- Система автоматически создаёт чек, а потом отправляет его клиенту и в налоговую.
Чтобы платежи от контрагентов поступали через интернет, открывать расчётный счёт для бизнеса в банке не надо — достаточно обычной карты физлица. Деньги поступают на банковский счёт в течение двух рабочих дней. Дополнительно приобретать для работы онлайн-кассу самозанятым не нужно.
Сервис приёма платежей от ЮKassa имеет ряд особенностей по сравнению с другими платёжными системами:
- простое и быстрое подключение: договор заключается онлайн, понадобятся паспорт, ИНН, номер телефона и адрес электронной почты;
- несколько вариантов интеграции: можно использовать готовые платёжные модули, API или принимать оплаты без сайта;
- безопасность расчётов: используются только защищённые соединения;
- можно настроить автосписания со счёта клиента;
- выставлять счета помогает Telegram-бот: чтобы сформировать документ, достаточно пары кликов.
Абонентской платы за использование сервиса для самозанятых нет. Комиссия взимается только с успешных платежей и зависит от способа оплаты, выбранного покупателем. Например, с оплат, поступивших через СБП удерживается 0,4% (но не более 1 500 ₽), а с платежей банковскими картами (через сервисы бесконтактной оплаты или с кошелька ЮMoney) — 3,3--3,8%.
Если подключена автоматическая отправка чеков, за эту опцию нужно доплатить по 1,2% от суммы чека (независимо от способа оплаты).
Чтобы принимать платежи через сервис ЮKassa, самозанятый может выбрать любой из вариантов:
- Готовый платёжный модуль для сайтов: вместо терминала применяется электронная платёжная форма. Покупателю достаточно ввести данные банковской карты и подтвердить списание.
- Выставление счетов без сайта через личный кабинет ЮKassa.
- Мобильный терминал для считывания карт. Устройство подключается к смартфону или планшету с помощью специального приложения.
- POS-система. Клиенты могут платить банковской картой или с помощью гаджета с поддержкой NFC. Оборудование необходимо подключить к электросети и интернету.
Нужно проанализировать особенности своей деятельности и способы оплаты, которые предпочитают клиенты.
В соответствии с 422-ФЗ статус самозанятого в приложении «Мой налог» или через банк присваивается бесплатно.
Чтобы стать плательщиком налога на профессиональный доход, достаточно установить на смартфон или планшет приложение «Мой налог» и пройти регистрацию. Скачать его можно бесплатно во всех популярных магазинах приложений — Rustore, App Store, Google Play, App Gallery. Если с загрузкой возникли проблемы, можно пользоваться веб-версией приложения на сайте налоговой.
Пошаговая инструкция регистрации через «Мой налог»
Зарегистрироваться можно по данным паспорта (дополнительно потребуется сделать фото), через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или через портал Госуслуг. Расскажем о процедуре регистрации подробнее.
По паспорту
Нужен оригинал документа и смартфон с камерой. Сначала вам нужно ввести номер телефона, на который придёт проверочный код через SMS. После его получения надо:
- выбрать свой регион;
- сделать в приложении чёткие снимки разворота страниц паспорта;
- сфотографировать себя в программе: лицо должно попасть в специальную рамку;
- убедиться, что ИНН указан правильно
Заявление будет проверено налоговой службой. Уведомление о присвоении налогового статуса придёт в течение одного рабочего дня. После этого можно вести деятельность в качестве самозанятого.
Через кабинет налогоплательщика
При наличии аккаунта на сайте налоговой или в приложении «Налоги ФЛ» (личный кабинет налогоплательщика), можно зарегистрироваться через него. В приложении «Мой налог» необходимо ввести пароль от кабинета и подтвердить постановку на учёт: после этого придёт письмо от налоговой службы. Получив уведомление, можно вести деятельность, не противоречащую закону: продавать товары, оказывать услуги и выполнять работы.
Через Госуслуги
Чтобы начать деятельность в качестве самозанятого, потребуется подтверждённая учётная запись в системе «Госуслуги». При выборе этого способа регистрации приложение перешлёт на госпортал, где надо разрешить использование персональных данных приложением «Мой налог». Затем необходимо подтвердить персональные данные, загруженные с платформы «Госуслуги».
Вместо использования приложения «Мой налог» можно выбрать услугу одного из банков-партнёров ФНС. Список аккредитованных банков есть на сайте налоговой.
Несмотря на то, что интерфейсы банковских приложений отличаются, процесс регистрации обычно включает следующие этапы:
- загрузка мобильного приложения банка;
- авторизация в личном кабинете;
- переход в раздел с услугами для самозанятых;
- подача заявки на регистрацию.
Банк отправит данные в налоговую и уведомит клиента о статусе регистрации. Кроме того, можно зарегистрироваться лично в отделении банка, если предусмотрена такая услуга.
Чтобы упростить задачу, можно подключить сервис ЮKassa для самозанятых. Этот инструмент поможет пройти государственную регистрацию и настроить приём платежей на сайте и в соцсетях. Подключить платёжную систему можно самостоятельно, интегрировав его на любую площадку или в соцсеть, и не опасаться за персональные данные.