ЭЦП для маркировки товаров

Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — зашифрованный код, который подтверждает подлинность документа. ЭЦП помогает отказаться от бумажного документооборота и подписывать договоры, счета и т. д. за несколько секунд онлайн.

Сейчас электронную подпись используют не только в ЭДО, но и для маркировки товаров. Это процесс нанесения на товар QR-кода или встраивания чипа, который позволяет отследить ход изготовления и транспортировки продукта, его состав, срок годности и т. д. В России с маркировкой работает система «Честный знак».

Разберемся, как получить ЭЦП для работы в системе, кому делать это обязательно и какие документы потребуются.

Что такое «Честный знак» и как проходит маркировка

«Честный знак» — система маркировки, разработанная Центром развития современных технологий. Создатели заявляют, что они помогают сделать процесс производства и транспортировки товара честным и прозрачным для потребителя, защитить его от подделок.

Система генерирует коды, который производитель размещает на упаковке каждой единицы товара. Стоимость одного — 60 копеек. Исключения делают только для жизненно важных лекарств стоимостью до 20 рублей. Их маркировка бесплатна.

На каждом этапе транспортировки, при доставке магазин и покупке код сканируют. Информация передается в реестр, и можно отследить, как долго везли продукт для супермаркета, сколько он лежал на полке и т. д.

Все коды вносятся в единый каталог, и покупатель может вбить номер с упаковки и узнать состав, срок годности и другие данные товара, который он держит в руках.

Кто обязан получить подпись для маркировки

Без ЭЦП в «Честном знаке» работать не получится. Поэтому подпись должны получать продавцы, изготовители и дистрибьюторы товаров, подлежащих по закону обязательной маркировке. Это:

  • табачные изделия;
  • шубы и меховые изделия;
  • лекарственные препараты;
  • фотоаппараты и вспышки;
  • парфюмерия;
  • обувь;
  • шины;
  • одежда и текстильные изделия;
  • молоко и производная продукция;
  • бутилированная вода;
  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • биологически активные добавки;
  • антисептики;
  • инвалидные кресла.

Новые категории товаров для маркировки добавляют каждый год. Сейчас настраивают процесс для красной и черной икры, велосипедов, изделий из титана и техники для реабилитации. Скорее всего, обязательную маркировку этих товаров введут в 2024 году.

За отсутствие маркировки на товарах из списка штрафуют производителей и продавцов:

  • ИП на 5‒10тысяч рублей;
  • юридических лиц на 50‒300 тысяч рублей.

Какая электронная подпись подойдет

Есть три вида ЭЦП:

  1. Простая. Это авторизация на сайте с логином и паролем, подтверждение кодом из СМС или письма. Такая подпись нужна, чтобы совершать покупки в интернете, заказывать услуги. Для работы с документами она не подойдет, потому что ее легко взломать.
  2. Неквалифицированная. Такая ЭЦП создается с помощью программ шифрования и используется для документооборота внутри компаний.
  3. Квалифицированная (КЭП). Зашифрованная подпись, которую подтверждают сертификатом ФСБ. Это самый надежный вариант, потому что для защиты к ней добавляют штамп времени, он показывает действительность ЭЦП на дату подписания документа, данные руководителя.

Для работы в «Честном знаке» подойдет только квалифицированная подпись.

Процесс получения КЭП для маркировки

Руководителям компаний и ИП подпись выдают только при личном визите в налоговую. Не все офисы занимаются ЭЦП, посмотреть список и выбрать ближайший можно на сайте Налоговой службы.

С собой в отделение нужно взять токен для записи ключа. Это устройство, похожее на флешку, но прошедшее проверку безопасности ФСБ или ФСТЭК. Продаются они в удостоверяющих центрах или напрямую у производителей.

В налоговой проверят личность обратившегося, запишут ЭЦП на токен и выдадут лицензионный ключ для программы КриптоПро. Без нее пользоваться подписью не получится.

Сотрудникам ИП и фирм КЭП выдают удостоверяющие центры. Их список есть на сайте Министерства цифрового развития. Оформление подписи через такие организации платные, около 2 тысяч рублей за ключ. Также потребуется купить токен для каждого сотрудника.

Документы для оформления подписи

Руководителям и ИП для получения подписи достаточно взять с собой:

  • сертификат соответствия токена. Его выдадут при покупке;
  • паспорт;
  • СНИЛС.

Предварительно нужно подать заявление на выдачу ЭЦП. Это делают в личном кабинете на сайте налоговой.

Список документов для сотрудников больше:

  • заявление;
  • паспорт, ИНН и СНИЛС;
  • выписка из ЕГРЮЛ.

Также потребуется сделать доверенность по форме из приказа № ЕД-7-26/445 от 30.04.2021. Это специальный образец, который сможет прочитать компьютер.

Как добавить электронную подпись в «Честный знак»

В первую очередь нужно правильно настроить компьютер для работы с КЭП. Для этого установить программу КриптоПро, драйверы Рутокен и расширение для работы с ЭЦП в браузере.

Если все сделать правильно, «Честный знак» распознает наличие подписи автоматически. При регистрации в выпадающем списке «Электронная подпись» останется выбрать «КЭП генерального директора». После этого можно начинать работу в системе.

Обновление подписи в системе

КЭП выдают на год, затем ее нужно обновить в налоговой или удостоверяющем центре. Если замена внеплановая (сломался или потерялся токен, изменились реквизиты организации), пишут заявление на перевыпуск сертификата и оформляют новую подпись.

Обновить данные в «Честном знаке» можно по кнопке «Восстановить доступ» на странице авторизации. В открывшемся окне нужно выбрать «Добавление нового сертификата УКЭП».

Главное

Квалифицированную подпись через налоговую должны получать производители, продавцы и дистрибьюторы товаров с обязательной маркировкой. Без ЭЦП не получится выполнить требования закона и придется заплатить штраф до 300 тысяч рублей.

Подпись записывают на токен в налоговой или удостоверяющих центрах. Если правильно настроить компьютер для работы с КЭП, она автоматически будет доступна и для работы в «Честном знаке».

Полезные предложения

5
<<<<<

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор