Что такое маркировка товаров

Статья актуальна на дату публикации

Что такое маркировка товаров

Маркировка — это нанесение на изделие специального двухмерного штрихкода, который называется Data Matrix. В нём зашифрованы уникальные данные про каждый конкретный экземпляр продукции. Код сканируется только 2d-сканером, его не нужно путать с QR-кодом. Маркировка — это обязательство производителя проставлять Data Matrix поштучно на всю продукцию, и торговых компаний — считывать этот штрихкод и передавать информацию в электронном документообороте (ЭДО). Маркировка вводится, чтобы отслеживать всю цепочку движения продукта к конечному потребителю. Она обязательна для всех участников рынка: производителя, импортёра, розничного продавца. Подобный контроль должен гарантировать потребителю, что он купил качественный товар, который пришёл в магазин законным путём.

Если торговля маркированной продукцией идёт через интернет, то вместо обычной кассы бизнес может использовать облачную онлайн-кассу от партнёров сервиса ЮKassa. Она находится в дата-центре, а у предпринимателя есть доступ через облачные технологии. При этом не нужно беспокоиться о настройках, стабильности интернета, своевременной замене фискального накопителя, так как эти задачи берёт на себя партнёр (дата-центр). Такой способ электронного ведения отчётности соответствует закону 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации».

Какие товары подлежат обязательной маркировке

Список товаров, которые необходимо маркировать, постоянно расширяется. Процесс внедрения этой системы достаточно долгий. Сначала по каждой новой товарной группе проводится эксперимент, чтобы вместе с крупными участниками рынка проверить, как именно можно перенастроить процессы производства и продаж, сколько времени это займёт. Если всё прошло хорошо, то определяются сроки и условия введения обязательной маркировки.

В 2025 году маркировать нужно:

  • одежду,
  • обувь,
  • пиво и слабоалкогольные напитки,
  • упакованную питьевую воду,
  • молочную продукцию,
  • электронные сигареты,
  • безалкогольные напитки,
  • табачную продукцию,
  • консервы,
  • БАДы,
  • икру,
  • корм для животных,
  • велосипеды,
  • медицинские изделия,
  • парфюмерные товары (духи),
  • антисептики,
  • никотиносодержащую продукцию,
  • растительные масла,
  • альтернативную табачную продукцию,
  • шины и резину,
  • текстиль для дома,
  • фотоаппараты и лампы-вспышки,
  • ветеринарные препараты,
  • кресла-коляски.

С 1 сентября 2025 года маркировать и отправлять информацию о продажах в электронном виде также придётся для ряда детских изделий. Среди тех, что попали в список: самокаты, коляски для кукол, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колёсах, куклы, головоломки, соревновательные игры и другие изделия, предназначенные для детей до 14 лет.

Как подготовиться к маркировке товаров, если вы селлер

Если продукт входит в установленный список обязательного присвоения идентификатора через «Честный знак», его нужно маркировать независимо от места реализации. Поэтому селлер должен продавать на маркетплейсах маркированные изделия. Обычно в его обязанности входит проверка наличия Data Matrix. Продавец наносит идентификатор своими силами в случае, если он сам занимается производством, или если на упаковке не оказалось штрихкода.

Селлер должен подключиться к системе маркировки. Для этого ему нужно:

  • зарегистрироваться на сайте системы «Честный знак»,
  • обновить используемое для товарного учёта ПО,
  • заключить договор с оператором электронного документооборота (ЭДО).

Если у контрагентов заключены договоры с разными операторами ЭДО, то продавцу нужно настроить роуминг документов.

В случае, если селлер продаёт изделия собственного производства, маркировать продукт он сможет, закупив специальное оборудование. Это принтер этикеток, терминал для сбора данных, сканеры штрихкодов.

Производители и импортёры также описывают продукты в каталоге. Реестр формируют в каталоге маркированных товаров, размещённом в личном кабинете системы «Честный знак».

Как работать с маркировкой товаров: инструкция для селлеров

Проектом по маркированию занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Это не государственная организация, а подрядчик, нанятый правительством для реализации задачи. ЦРПТ создал для этой цели систему «Честный знак», которая обеспечивает контроль маркированной продукции. Система генерирует и выдаёт участникам рынка коды Data Matrix, а также отслеживает их передвижение в электронном виде и в нужный момент выводит из оборота. Чтобы получить штрихкод, производитель или импортёр должен купить его в системе «Честный знак» за 50 копеек.

Действия продавца зависят от того, где он берёт изделия для продажи: покупает у российского поставщика или производителя, производит сам или импортирует из-за границы.

Товар от российского поставщика. В этом случае нанесением идентификатора и вводом в оборот занимается производитель. Во время закупки продукции последний отправляет продавцу УПД, то есть универсальный передаточный документ. Селлер принимает его с использованием электронного документооборота. После этого продукт начинает числиться за ним.

Собственное производство. Здесь селлер должен зарегистрировать продукт, то есть создать карточку продукта и присвоить ему штрихкод. Затем продавец заказывает в системе «Честный знак» коды и наносит их на изделия.

Импорт. Если товар закупается за рубежом, то импортёры должны организовать его маркировку ещё до ввоза в Россию. Для этого они либо договариваются об этом с иностранным заводом-производителем, либо организуют маркировочный пункт, который может быть расположен на территории иностранного государства или на таможне. Когда будет оформляться таможенная декларация, в ней необходимо указать все штрихкоды маркировки. После этого таможня разрешит ввезти продукт. Далее селлер вводит товар в оборот, указав при этом информацию о таможенной декларации, на основании которой продукт пересёк границу РФ.

Какие требования к маркировке товаров есть на разных маркетплейсах

Маркетплейсы размещают на своих сайтах информацию о требованиях к идентификации продуктов.

Wildberries. Для продажи товаров на этой площадке изделия нужно маркировать — надо клеить баркод, который помогает идентифицировать товар в системе WB, и штрихкод «Честного знака». К наклейкам с кодами предъявляют такие требования:

  • идентификатор может размещаться на навесной бирке, на самом продукте или коробке, на стикере;
  • при отгрузке на склады WB штрихкод дублируется на индивидуальную упаковку.

При поставке продуктов на склады площадки нужно передавать по ЭДО сведения о кодах маркировки (КИЗ) по отгруженным изделиям.

Ozon. При поставке товаров на маркетплейс указывают штрихкод (по нему продукцию принимают на складе), артикул (код в базе поставщика), Ozon ID (код выдаёт маркетплейс при создании карточки). Ещё один штрихкод — Data Matrix для маркируемых товарных групп из системы «Честный знак». Размер этикетки не регламентирован, но она должна чётко считываться.

Чтобы маркировать продукт, селлер должен добавить его в систему. Для этого понадобятся разрешительные документы, в качестве которых могут выступить сертификат или декларация соответствия. Если пропустить этот пункт, система будет считать изделия сомнительными и напоминать продавцу об отсутствии документов.

Яндекс Маркет. Чтобы работать с этим маркетплейсом, на упаковку наносят штрихкод и наклейку с обязательной маркировкой. Селлеру передавать код маркировки Маркету не обязательно, если он работает с физическими лицами. Продавец может сделать это для своего удобства, если у него не настроена собственная система учёта маркированных изделий. Если же продавец размещает продукты на витрине для бизнеса, указывать штрихкоды маркировки становится обязанностью. При этом передать код маркировки можно только до отгрузки товара: позже это сделать не получится.

Что будет, если продавать товары без маркировки

Бизнесу нельзя принимать и продавать изделия, на которых отсутствует маркировка «Честный знак». Нарушивший закон продавец будет привлечён к ответственности.

Административная ответственность в 2025 году предполагает конфискацию предмета нарушения и штраф:

  • для должностных лиц — 5 000–10 000 рублей;
  • для юридических лиц — 50 000–300 000 рублей.

Административная ответственность для продажи без маркировки табака, пива, никотиносодержащей продукции, слабоалкогольных напитков предполагает конфискацию продукта и штраф:

  • для должностных лиц — 30 000–50 000 рублей;
  • для юридических лиц — 300 000–500 000 рублей.

Уголовная ответственность для бизнеса в 2025 году наступает в случае совершения преступления в особо крупных размерах и сговора. Наказание предполагает штраф до 1 000 000 рублей и лишение свободы до 5 лет.

Какие ошибки можно допустить при продаже товаров, подлежащих маркировке

Продавцы иногда совершают ошибки, когда реализуют изделия, подлежащие обязательной маркировке через систему «Честный знак». Среди распространённых проблем:

Оставлять повреждённый штрихкод. Покупатели не всегда бережно открывают упаковки и могут повредить код. Чтобы работать дальше, на упаковке должен быть неповреждённый, заново распечатанный штрихкод.

Неправильно приклеить код. Идентификатор нельзя размещать на упаковке по своему желанию — он должен быть на видном месте, распознаваться сканером. Соответственно, заклеивать его другими этикетками нельзя. Помешать считыванию может даже прозрачная упаковка — лучше приклеить код на неё.

Не проверять, выведены ли коды из оборота. Маркетплейсы могут делать это автоматически после продажи, однако вполне может произойти технический сбой. Если код не будет выведен из оборота по какой-либо причине, ответственность будет лежать на продавце.

Не указывать штрихкод ТН ВЭД в карточке продукции. На его основании площадка определяет, нужна ли в данном случае обязательная маркировка. Продавец может взять этот код, например, из подтверждающих качество продукта документов.

Продавать сигареты по цене выше МРЦ (максимальной розничной цены). Информацию о МРЦ печатают на пачке, также она содержится в коде. Если продавать сигареты дороже, чем допускается, продавец получит административное наказание — штраф или дисквалификацию.

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор