Маркировка товаров в 2021 году: как соблюдать закон и не попасть на штрафы?

Маркировка — это присвоение каждой единице товара индивидуального кода Data Matrix, зарегистрированного в системе Честный знак. Такими мерами государство стремится очистить прилавки от контрафакта и обеспечить потребителей продукцией гарантированного качества. Любой потребитель с помощью смартфона может просканировать код Data Matrix и проверить подлинность товара. К 2024 году планируется ввести обязательную маркировку всех товаров, включая продукты питания, промышленные товары, одежду и обувь.

Так выглядит код маркировки на этикетке. Фото с сайта честныйзнак.рф
Так выглядит код маркировки на этикетке. Фото с сайта честныйзнак.рф

Какие товары подлежат маркировке?

Уже сейчас обязательной маркировке подлежат:

  • обувь,
  • шины и покрышки,
  • фотокамеры и кинокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки,
  • парфюмерия,
  • лекарства,
  • табачная продукция,
  • шубы,
  • некоторые виды одежды и текстиля: верхняя одежда и одежда из кожи, постельное, кухонное и столовое бельё, полотенца, детские и женские блузки из трикотажа.

C 31 марта 2021 года заканчивается отсрочка для продажи немаркированных импортных комплектов парфюмерии, фотокамер и кинокамер, фотовспышек и ламп-вспышек. Теперь и они подлежат обязательному внесению в систему Честный знак перед продажей.

В 2021 году вводится маркировка молочной продукции:

  • c 1 июня — мороженого и сыров,
  • c 1 сентября — остальной молочной продукции сроком годности более 40 дней,
  • c 1 декабря — продукции сроком годности менее 40 дней.

C 1 апреля 2020 по 1 июня 2021 года идёт эксперимент по маркировке упакованной воды, до этой же даты — кресел-колясок, а до конца августа 2021 года — курительных смесей.

Как производится маркировка?

Маркировка подразумевает нанесение кодов Data Matrix, с помощью которых продукция регистрируется в системе Честный знак. По сути это аналог QR-кода, в котором зашифровано несколько блоков информации:

  • Код товара GTIN (Global Trade Item Number) по международным стандартам GS1 — 14 символов,
  • Индивидуальный серийный номер — 13 символов,
  • Ключ проверки — 4 символа,
  • Код проверки — 88 символов.

Ответственность за маркировку товаров несут производители и импортёры (для ввозимой продукции), комиссионеры, а в случае с остатками — продавцы.

Схема этапов маркировки товара с сайта честныйзнак.рф
Схема этапов маркировки товара с сайта честныйзнак.рф

Делается она в несколько этапов.

  1. Регистрация в системе Честный знак. Для этого потребуется усиленная электронная подпись.
  2. Внесение в систему информации о партии товара и остатках.
  3. Заказ кодов Data Matrix на товары (можно как на партию, так и штучно).
  4. Нанесение полученных кодов на продукцию (иногда на сам товар, либо на упаковки или бирки).

На этикетке или упаковке маркированного товара в обязательном порядке должна содержаться следующая информация:

  • название и состав;
  • масса/размер;
  • условия хранения и сроки годности;
  • наименование и адрес производителя;
  • номер серии или партии.

В ряде случаев также требуется указывать цвет, товарный знак, пол и другие параметры. Вся информация о внесении товаров конкретной группы в систему честный знак есть на официальном сайте.

Как продавать маркированный товар?

Если вы планируете получить уже промаркированный товар и его продавать, не спешите радоваться. Изменения коснутся и продавцов тоже.

  1. Чтобы торговать маркированным товаром, нужно работать на «упрощёнке» или ОСНО.
  2. Нужно будет перепрошить онлайн-кассу для работы с тегом 1162 и обновить кассовое ПО. В ваших чеках после этого появится реквизит «Код товара».
  3. Кассирам при продаже нужно будет сканировать код Data Matrix специальным 2D-сканером.

В системе Честный знак должны отображаться все перемещения промаркированного товара: приёмка, продажа и возвраты.

При торговле через интернет о выбытии маркированного товара нужно сообщить в Честный знак в течение трёх дней. В момент расчёта с покупателем нужно выбить чек с указанием кода товара, чтобы ОФД передал данные в систему маркировки. Вы можете использовать облачную онлайн-кассу под ключ, чтобы при каждой продаже это делалось в автоматическом режиме. Для этого нужно подключить эквайринг от ЮKassa по API и настроить отправку чеков в облачную кассу.

Сколько всё это будет стоить?

Начнём с кодов. Один код Data Matrix обойдётся вам в 50 копеек без НДС или 60 с учётом налога. Если вам нужно самостоятельно маркировать товар, потребуется ещё и принтер для этикеток. Маленький стоит 6–8 тысяч, большие — в районе 40. Зависит от количества реализуемых товаров.

Следующая статья расходов — оборудование.

  1. Сканеры кодов стоят в среднем 4–10 тыс. рублей. При покупке стоит проверить, как сканер считывает код с упаковки или этикетки — особенно это актуально для небольших упаковок с лекарством или парфюмерией, где код достаточно компактный.
  2. Онлайн-касса, если у вас её ещё нет. Здесь зависит от типа: смарт-терминал обойдётся в 20–30 тысяч, а система с подключением POS-терминала — до 70. Подобрать подходящую модель можно на нашем маркетплейсе онлайн-касс.
  3. Договор с ОФД — около 3 тысяч в год.
  4. Фискальный накопитель — 4–10 тысяч, в зависимости от системы налогообложения.
  5. Кассовая программа — от 1,5 до 7 тысяч на 1 ККТ.
  6. Если у вас большой магазин или склад, нужна товароучётная система. Её стоимость может варьироваться от 3–5 до нескольких десятков тысяч рублей в зависимости от функционала и потребностей бизнеса.

Добавьте сюда стоимость электронной подписи, если у вас её нет, — около 3 тысяч.

Что ждёт нарушителей?

Торговля в обход закона обойдётся ещё дороже. За отсутствие маркировки на товарах предусмотрены штрафы:

  • для граждан: 2–4 тысячи рублей,
  • для должностных лиц: 5–10 тысяч рублей,
  • для юрлиц и ИП: 50– 300 тысяч.

Неверная маркировка, в которой содержится неполная или не соответствующая действительности информация о товаре, грозит штрафом в 5–10 тысяч для ИП или 50–100 тысяч рублей для юрлиц.

Сам товар во всех перечисленных случаях подлежит конфискации.

Если стоимость товара без маркировки превышает 1,5 млн рублей, наступает уголовная ответственность, которая карается лишением свободы на срок до 3 лет и штрафом в размере 80 тысяч рублей.

Резюме

  1. До 2024 года в России постепенно вводится обязательная маркировка товаров. Пока ей подлежит обувь, табачная продукция, некоторые виды одежды и текстиля, парфюмерия, шины и покрышки. Уже сейчас эти товары запрещено продавать без маркировки.
  2. Маркировка подразумевает регистрацию всех единиц продукции в единой системе Честный знак с присвоением кодов Data Matrix. Каждый потребитель может просканировать такой код с помощью смартфона, чтобы проверить подлинность товара.
  3. Чтобы продавать маркированный товар, потребуется зарегистрироваться в системе Честный знак, перепрошить онлайн-кассу для работы с кодами маркировки, приобрести 2D-сканер и обновить договор с ОФД. При продаже маркированного товара кассиру нужно будет сканировать код Data Matrix, чтобы он отображался в чеке. Подключить онлайн-кассу для работы с маркированным товаром, которая будет автоматически интегрироваться с эквайрингом на вашем сайте, можно через ЮKassa.
  4. Продажа немаркированного товара или товара с неверной маркировкой — это административное правонарушение, которое грозит штрафами как должностным лицам, так и организациям или ИП. Нарушение в особо крупном размере карается лишением свободы.

Если у вас остались вопросы о том, как продавать маркированные товары при помощи ЮKassa, их можно задать в разделе https://yookassa.ru/questions/

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор