Не приходит чек на почту
Статья актуальна на дату публикации
Онлайн-платежи стали неотъемлемой частью расчётов в современном мире. В целях экономии и заботы об экологии многие компании предлагают своим клиентам отказаться от бумажного чека в пользу электронного. И это действительно удобно: цифровой документ легко хранить и восстанавливать, он помогает подтвердить покупки для отчётности или возврата товаров. Сегодня расскажем, когда используется электронная форма чека, и что делать в ситуации, если документ не приходит на почту.
Электронный чек обладает аналогичными с бумажным функциями: он подтверждает факт покупки, фиксирует цену, дату и данные о продавце. Его можно использовать для решения следующих задач:
- оформления возврата покупки,
- подтверждения расходов для налоговой или бухгалтерии,
- участия в гарантийном обслуживании.
Отправку документа производит оператор фискальных данных (ОФД) по поручению продавца. Он имеет юридическую силу и содержит следующую информацию:
- наименование товара или услуги,
- сумму покупки,
- дату и время совершения платежа,
- реквизиты продавца.
Если чек не пришёл на e-mail, вам будет сложнее защищать свои права как покупателя. Любой продавец должен проводить оплату с помощью онлайн-кассы и выдавать фискальный ККТ. Для использования цифровой формы ККТ вместо бумажной продавец запрашивает у покупателя номер мобильного телефона или e-mail. Свои контакты можно оставить, заполнив анкету, профиль в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении продавца. От покупателя требуется согласие на получение документов в цифровом виде. Дополнительно должны быть указаны его данные.
Внешний вид электронного фискального документа от компаний, сайтов и сервисов различается в зависимости от того, по какому каналу связи он получен. Для ретейлера отправка по e-mail –– самый удобный вариант, потому что обычно это бесплатно. Если покупатель сообщил номер телефона, документ могут прислать в СМС, через любой мессенджер или соцсеть, привязанные к номеру телефона клиента.
Если чек отправляется по СМС, то в коротком сообщении должны быть указаны следующие реквизиты:
- наименование кассового документа,
- дата и время продажи,
- общая сумма покупки,
- номер кассы,
- фискальный признак расчётов,
- рабочая ссылка на полную версию документа.
В мессенджеры и соцсети может приходить как полная, так и сокращённая форма, при этом обязательно должна присутствовать ссылка на полноценную версию документа.
Сроки отправки закреплены в законе 54-ФЗ:
- не позднее следующего после оплаты рабочего дня,
- не позднее получения покупателем заказа от курьера или почтового оператора в случае с интернет-продажами.
Если документ не пришёл на почту, это может объясняться рядом причин:
- Е-mail был введён ошибочно. Если покупатель неверно указал реквизиты или хотя бы один символ, предъявить претензии продавцу нельзя.
- Телефон абонента был выключен или находился вне зоны действия сети. Когда клиент станет доступен, он сможет получить документ.
- Письмо попало в папку «Спам», поэтому пользователь не заметил его.
- Технический сбой при отправке информации. Это бывает связано с неполадками в системе отправки или на серверах компаний.
- Возникли проблемы с интернет-соединением или почтовым сервером.
- Касса была настроена неправильно или поломался фискальный накопитель. Тогда ответственность за недоставку электронного чека возлагается на продавца. Как отправить документ, решает он.
Что нужно сделать для решения проблемы:
- Проверить правильность ввода электронной почты. Если при оформлении покупки адрес был указан ошибочно, чек не сможет дойти до покупателя. Необходимо связаться с продавцом, объяснить ситуацию и попросить повторно отправить документ на правильный e-mail.
- Проверить папку «Спам». Если чек оказался там, нужно отметить его как «не спам».
- Связаться с продавцом, сервисом, службой поддержки или позвонить на горячую линию. Они смогут проверить отправку документа и при необходимости прислать его повторно.
- Проверить личный кабинет на сайте продавца. Нужно войти в свой аккаунт, посмотреть разделы «Мои заказы» или «История покупок» и скачать чек.
Что делать в случае повторной ошибки
Если электронный чек так и не пришёл, рекомендуем обратиться в банк или платёжную систему, через которую была проведена оплата. Иногда информация о транзакции может помочь найти или восстановить документ.
Если вы покупали что-то в интернет-магазине или сервисе с мобильным приложением, то можете воспользоваться функцией восстановления чека через них. Некоторые платформы позволяют скачивать чеки напрямую из приложения.
Чтобы избежать проблем с электронными документами в дальнейшем, нужно запомнить несколько простых правил:
- проверять электронную почту перед завершением покупок,
- уточнять корректность введённого адреса,
- настроить фильтры в почтовом ящике,
- добавить адрес отправителя в список доверенных контактов,
- хранить электронные чеки в облачных хранилищах Google Drive, Dropbox и других.
Если вам всё-таки не удалось обнаружить документ, сообщите об этом в ФНС через форму электронного обращения на официальном сайте службы.