Слип-чек — что это такое, для чего применяется

При оплате покупки банковской картой оборудование печатает два чека: кассовый и слип. Первый подтверждает расчеты и печатается на онлайн-кассе. Его данные записываются на фискальный накопитель и передаются в налоговую. Второй подтверждает безналичную оплату и печатается с помощью банковского терминала.

Разберём подробнее особенности слип-чеков, обязанности бизнеса по печати и хранении таких документов, разницу между эквайринговым и кассовым чеком.

Слип-чеки: что это

Для настройки оплаты банковскими картами потребуется эквайринг. Это услуга по проведению безналичных платежей, которую предоставляет банк.

Для таких расчётов нужен специальный терминал, который способен считать данные карты. Это может быть отдельное устройство или функция в онлайн-кассе. В момент обмена данными с банком терминал печатает документ с информацией о транзакции — это и есть слип-чек.

Слипы не являются фискальными документами и не заменяют кассовые чеки. Если передать покупателю только эквайринговый чек, можно получить штраф от налоговой.

Зачем нужны слипы

В первую очередь терминальный чек нужен банку, с которым заключен договор об эквайринге. Банк получает процент с каждого безналичного платежа, поэтому в случае, например, возврата, он недополучит прибыль и может попросить подтвердить расчеты с клиентом слипами.

Также банк попросит предоставить их, если заподозрит факт мошенничества со стороны кассира, клиента или третьего лица. Например, карту могли украсть и купить по ней что-то в магазине. Владелец в таком случае может обратиться в банк и попросить оспорить операцию. Если торговая точка не предоставит слипы, то на нее ляжет ответственность по возмещению убытков.

Слипы полезны и для кассиров: с их помощью можно провести сверку в конце рабочей смены.

Как выглядит слип

Задача эквайрингового чека — подтвердить банковскую транзакцию, поэтому он содержит только информацию о безналичном расчете:

  • дату и время платежа;
  • вид операции: оплата, возврат, отказ и т. д.;
  • порядковый номер операции за рабочий день;
  • ID терминала и торговой точки;
  • данные о карте: платёжная система («Мир», VISA, Maestro) и последние четыре цифры номера;
  • валюту расчетов и сумму платежа;
  • код авторизации и статус операции (одобрено, недостаточно средств и т. д.);
  • поле для подписи: если оплата прошла без подтверждения пин-кодом карты, клиент должен расписаться на выданном чеке.

Нужно ли хранить чеки

Хранить слипы нужно обязательно, потому что их может запросить банк, предоставляющий услугу эквайринга.

Обычно порядок хранения описывает банк-эквайер в договоре. Чаще всего он просит сохранять документы в течение трех лет. Но если такого пункта в договоре нет, можно относиться к слипам как к кассовой отчетности и хранить их в течение пяти лет. Это рекомендация, придерживаться ее или нет, каждый бизнес решает сам, потому что чётких указаний в законодательстве нет.

Государство описывает свою позицию в отношении слипов в письме МинФина № 03-03-07/21069 от 24.03.2021. В нем поясняется, что эквайринговый чек — один из документов, которым можно подтвердить расходы для расчета налогов. Однако если его нет, ничего страшного, он легко заменяется чеком ККТ.

В целом, бухгалтеры сходятся во мнении, что на практике слипы требуются только для решения спорных ситуаций с банком, государственные органы такая отчётность не интересует.

Эквайринговые чеки печатаются на термобумаге и выцветают на свету. Для их хранения нужно организовать тёмное место, например сейф или специальный короб.

Банк запросил слип: что делать

Банк может обратиться к предпринимателю за слип-чеками, если увидит несоответствие в сверке или к нему обратится с претензией о неправомерном списании владелец карты.

В этом случае нужно собрать запрашиваемые документы, снять с них копии, а оригиналы отправить в банк письмом с описью вложений или принести лично. Во втором случае принимающий документы сотрудник также должен составить опись.

Когда проверка закончится, банк вернёт чеки предпринимателю.

Что будет, если не передать слип покупателю

До 2022 года предприниматели должны были печатать два экземпляра чека: один передавать покупателю, а второй хранить у себя. Однако из-за подорожания кассовой ленты банки стали отказываться от такой практики.

Сейчас терминалы позволяют настроить количество слипов при автоматической печати: два, один или отключить их вовсе. Но самостоятельно принимать решение об отказе от слипов нельзя: нужно обращаться в банк или читать договор.

Налоговая штрафовать за отсутствие эквайринговых чеков не будет, а вот с банком-партнером и владельцем карты может возникнуть конфликт в случае спорной транзакции: придется возмещать убытки.

Выводы

Слип-чек — документ, который подтверждает факт оплаты по банковской карте. Он регулирует взаимоотношения банка и предпринимателя, с которым заключен договор об эквайринге и помогает разрешать спорные ситуации без убытков.

Разница между кассовым и терминальным чеком в том, что первый является фискальным документом и с его помощью рассчитывается налоговая база, а второй используется только во взаимоотношениях с банковскими организациями.

Срок хранения слипов прописывается в договоре, но если такой строки в нем нет, лучше сохранять документы в течение пяти лет.

Полезные предложения

5
<<<<<

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор