Для чего проводится ревизия, и чем она отличается от инвентаризации

Ревизия — это одна из форм контроля финансового состояния магазина или любой другой организации. Чаще всего её используют владельцы крупного и среднего бизнеса, чтобы узнать, как обстоят дела в их компаниях. Для этого избирается ревизор или ревизионная комиссия. Раз в год (планово) или по запросу собственника (внепланово) изучаются финансовые документы компании, бухгалтерская отчётность и проверяется, так ли обстоят дела на самом деле.

Такая проверка полезна бизнесу, но главное – правильно её провести.

Плюсы ревизии

Есть три причины, по которым собственник может начать этот процесс:

  1. Нужно получить объективную информацию о положении дел в компании и проверить работу отдела бухгалтерии.
  2. Есть подозрения, что кто-то из сотрудников мошенничает при закупке товаров, заключении договоров. Сверка документов поможет понять, случались ли кражи или махинации в офисе или магазине и кто за ними стоит.
  3. Грядёт проверка со стороны государственных органов. Предварительная сверка позволит выявить недостатки и ошибки в бухучёте и заранее устранить их.

Ревизия и инвентаризация: в чём разница

Ещё один способ проконтролировать дела фирмы — провести инвентаризацию. У этой формы проверки есть два отличия от ревизии:

  1. Проверяются не только документы, но и физические активы компании: оборудование, транспорт, недвижимость и т. д. Также смотрят на наличие долгов, кредитов и обязательств перед другими компаниями.
  2. Ревизию проводят по решению собственника. Обязательна она только в том случае, если зафиксирована в уставе организации. Инвентаризацию обязательно проводят, если меняется топ-менеджмент или другие материально ответственные сотрудники, если были случаи краж или несчастных случаев, а ещё перед составлением годового баланса.

Когда говорят о розничных магазинах, эти процессы часто путают. В этих организациях различия между проверками точно такие же: инвентаризацию проводят обязательно и сравнивают количество товаров на полках и складах с тем, что должно быть по документам. А ревизию в магазине выполняют по желанию собственника и проверяют только отчётность, акты, договоры и другие бумаги.

Как назначить проверяющих

За проверку всегда отвечает отдельный специалист или даже целая группа — ревизор или ревизионная комиссия. Люди, входящие в неё, должны быть беспристрастны к результатам, поэтому в ревизоры не берут руководителей.

Ревизор или комиссия имеет право:

  • Запрашивать документы, касающиеся финансовых и хозяйственных процессов предприятия.
  • Просить руководителей пояснить сведения из каких-либо документов, необходимость проведения той или иной сделки. Пояснения могут запрашиваться как в устной, так и в письменной форме.
  • Инициировать внеочередные собрания учредителей, акционеров.

Ревизора и членов комиссии избирают путём голосования. Процесс выглядит так:

  1. Участники или акционеры выдвигают подходящих на их взгляд кандидатов.
  2. Руководитель собирает информацию и составляет список претендентов.
  3. На собрании проводится прямое голосование. Кандидаты, набравшие большинство голосов, назначаются на должность ревизоров.

Количество участников ревизионной комиссии не ограничено, но лучше избирать нечётное число членов. Так не возникнет ситуаций, когда в голосовании по какому-то вопросу не получится установить точное решение. Срок избрания зависит от формы собственности в фирме: в АО её всегда выбирают на год, а в ООО срок регламентируется уставом и может быть любым.

Подготовка

Единого правила проведения сверки нет, поэтому каждая организация сама определяет её порядок на совете директоров или собрании и фиксирует его. Руководству нужно договориться:

  1. Кто и при каких условиях может инициировать заседание ревизионной комиссии.
  2. Кто должен подготовить заседание и уведомить всех ревизоров.
  3. О месте проведения, кворуме и количестве голосов, при котором решение может считаться принятым.
  4. О форме протокола и ответственном за него.
  5. О работе самой комиссии: какие полномочия у неё есть, в какой срок должна быть проведена сверка, сколько времени у руководителей есть на предоставление финансовых документов и пояснений, кто будет подписывать документ с результатами.
  6. Об ответственности ревизоров.

Процесс

Первым шагом собственник издаёт приказ о необходимости проведения ревизии. После этого ответственные сотрудники уведомляют ревизора или членов ревизионной комиссии о сроках проведения сверки и дате заседания по результатам.

Ревизоры начинают работу с изучения годовой отчётности, после чего составляют план проверки:

  1. Запросить все заключённые договора, акты, счета и другую отчётную документацию.
  2. Проверить их содержание и оформление.
  3. Сверить данные в отчёте и предоставленных документах, сопоставить доходы и расходы.
  4. Составить заключение и представить его на заседании.

Главные выводы

  1. Ревизия — необязательная проверка. Она выполняется по инициативе собственника компании и помогает выявить факты мошенничества или слабые места в бизнесе.
  2. Сверка может быть плановой (по результатам года) или внеплановой (её инициирует собственник, если, по его мнению, дела идут не так, как нужно).
  3. Специалистов, которые будут выполнять сверку, избирают голосованием участники ООО или акционеры компании. Это помогает отделить от процесса всех, кто заинтересован в его результатах.
  4. Закон не определяет порядок проведения ревизии, поэтому руководству нужно заранее договориться на собрании или совете директоров, что и как делать.

Полезные предложения

Чтобы подключить платежи на сайте через ЮKassa, нужен только паспорт директора: подпишите договор и проведите интеграцию. Можно успеть за 3 дня.

Узнайте главное о ЮKassa за пару минут, подберите инструменты для своего бизнеса — и начните принимать платежи онлайн

Мне это нужно
Введите код поиска, который назвал оператор