Как сделать возврат по онлайн кассе
Покупатели иногда возвращают товар, если взяли его по ошибке или он им не понравился. Тогда продавец должен провести возврат и пробить чек с помощью онлайн-кассы.
Что можно вернуть обратно в магазин, а что нельзя, прописано в законе. Он работает в обе стороны — то есть также защищает продавца.
Если товар без брака
Закон обязывает продавца предложить заменить товара на подходящий, если у покупателя есть претензия, например, не подошёл размер. Нет замены — продавец обязан вернуть деньги. При этом должен быть соблюден ряд условий:
- после покупки не прошло 14 дней;
- продукция не находится в списке невозвратных и технически сложных;
- у покупки сохранён надлежащий вид (нет следов использования, сохранён паспорт продукции);
- есть чек или выписка с карты, подтверждающие покупку.
Спорный вопрос о том, нужно ли сохранять упаковку, — нет, не нужно. Упаковка к надлежащему виду не относится.
Если товар неисправный
Бракованные вещи подлежат возврату, но есть некоторые исключения. Технически сложный товар нужно успеть вернуть в первые 15 дней после покупки, позже продавец может принять его только по гарантии и отправить в ремонт. Либо предоставить равноценную замену.
Остальную продукцию можно вернуть по факту брака, иногда требуется экспертиза для выяснения, порча это или заводской брак.
Товар, который продавец не обязан принимать
Невозвратную продукцию условно можно разделить на три группы:
- Группа товаров, которую утвердило постановление Правительства. В него входят: фармакологические товары, медицинские инструменты, нижнее бельё, купальники, отрезная продукция (ткань, ковры, провода, верёвка и т. п., если отрез не упакован отдельно) и т. д. Такую продукцию можно вернуть только в случае обнаружения брака или истечения срока годности.
- Товары, которые по закону можно вернуть, но по вине покупателя это сделать нельзя. Например, нарушен товарный вид, испорчена обязательная упаковка, без которой нельзя продать товар (вскрытая пачка обойного клея), срезаны все бирки.
- Продовольственная группа — всё, что употребляют в пищу. Продукты питания получится вернуть, только, если они просрочены или непригодны к употреблению.
Если покупатель решил вернуть товар, ему стоит следовать такому алгоритму действий, который пригодится и предпринимателям:
- Подать заявление продавцу. Для этого можно использовать готовый печатный бланк или написать в свободной форме от руки. Нужно, чтобы покупатель написал полностью Ф. И. О., паспортные данные, наименование товара и его стоимость. Заявление подписывают продавец и покупатель.
- Далее продавец должен сформировать чек на онлайн-кассе с назначением «Возврат прихода». Один экземпляр остаётся у продавца, второй — у покупателя. Точную инструкцию можно найти в руководстве к модели контрольно-кассовой техники (ККТ).
- Продавцу, который ведёт бухучёт, необходимо ещё заполнить накладную. Документ подтвердит, что товар был передан покупателем. Можно разработать свою накладную или использовать любую типовую.
- В конце надо вернуть деньги. Если покупка была оплачена наличными, то и возврат совершается в этом виде. При оплате банковской картой вернуть средства нужно на карту — любую, которая принадлежит покупателю.
В разных ситуациях возврата документ формируется по-разному.
Неполный возврат
Например, покупатель купил четыре пары обуви, одна из них не подошла, нужно вернуть. Формирование будет зависеть от условий:
- если покупатель пришёл после дня, в котором совершил покупку, — сформировать чек с признаком «Возврат прихода» на сумму возвращаемого товара;
- если покупатель пришёл в день покупки — сформировать возвратный чек на всю стоимость покупки и пробить новый на сумму без учёта возвращаемого товара;
- если сумму товара сложно выделить из общей покупки — также надо сформировать возвратный чек на всю сумму и пробить новый, потом написать пояснительную записку.
Возврат товара, взятого в кредит
Если на покупку был оформлен кредит, то возвращается не только стоимость товара, но и уплаченные проценты. В таком случае нужно сформировать два чека:
- На сумму, равную стоимости покупки, с признаком «Возврат прихода».
- На сумму, равную размеру компенсации по процентам, с признаком «Расход».
Замена покупки
В случае, когда покупатель хочет полностью заменить весь товар из чека, нужно действовать как в алгоритме выше — оформить чек с «Возвратом прихода» и выбить новый.
Если поменять нужно не всю покупку, а только несколько позиций из неё, то нужно:
- выбить чек на возврат с указанием способа оплаты «Встречное предоставление» — на тот товар, который покупатель принёс на замену;
- выбить чек прихода на товар, на который меняется покупка, с тем же способом оплаты.
Маркированная продукция
В возвратном чеке товара с маркировкой нужно указать код системы маркировки. Но если его не осталось, то можно пробить возврат и без кода. Правда, придётся на эту продукцию запросить новый код для дальнейшей продажи.
Предоплаченный товар
Предоплату нужно возвращать в зависимости от того, полная она была или нет.
- Если клиент внёс частичную предоплату, то нужно просто выбить чек с признаком «Возврат прихода», в качестве суммы указать сумму предоплаты.
- Внесённую частями полную сумму, нужно вернуть одним чеком, указав признак «Возврат прихода» и полную стоимость товара.
- Внесённую за один раз полную предоплату тоже нужно вернуть одним чеком «Возврат прихода».
Закон обязывает продавца выдать покупателю чек как на оплату, так и на возврат. Если он этого не сделает, то получит штраф за неприменение ККТ или невыдачу чека. Минимальное наказание за это нарушение — от 2 000 рублей.
Для того чтобы автоматически отправлять чеки в налоговую службу и не беспокоиться о штрафах, можно подключить к онлайн-кассе платёжный сервис ЮKassa, который собирает чеки и мгновенно отправляет их в госорганы.