Возвраты
Возврат успешного платежа можно сделать прямо из личного кабинета. Есть другие способы: можно настроить автоматические возвраты в системе магазина или делать их вручную, по платежному поручению.
Для проведения возвратов нужен доступ к телефону, на который зарегистрирован личный кабинет — на него будут приходить смс-коды для подтверждения. При необходимости сменить номер можно в профиле.
Кто может делать возвраты
Какие платежи можно вернуть
Только успешные или частично возвращенные платежи.
Некоторые способы оплаты не поддерживают возврат. Возможность возврата можно проверить в таблице.
Один платеж нельзя вернуть дважды. Но если вы отправите частичный возврат, а потом повторите операцию по ошибке, пройдут оба возврата: и нужный, и ошибочный (если их сумма будет меньше суммы платежа, который вы возвращаете). После того, как сделаете возврат, проверьте его статус в разделе Возвраты.
Как сделать возврат
Из истории платежей
  1. Найдите нужный платёж в истории.
  2. У платежей со статусом Успешный платёж рядом с суммой есть стрелка.
    Нажмите на неё — откроется блок возврата.
  3. В блоке возврата укажите сумму: всю — для полного возврата, часть суммы — для частичного. Если нужно, напишите причину возврата (это необязательно — покупатель её не увидит, она отображается только в личном кабинете в разделе Возвраты).
  4. Нажмите Дальше, а затем подтвердите возврат смс-кодом.
  5. Готово — заявка на возврат отправлена. После успешной обработки статус платежа поменяется на Возврат или Частичный возврат.
Из списка заявок на возвраты
Отсюда можно сделать только полный возврат — один или сразу несколько.
  1. Перейдите во вкладку Возвраты в разделе Операции.
  2. Нажмите Сделать возврат, откроется форма заявки на возврат.
  3. Укажите номер платежа из истории. Если нужно, напишите причину возврата (это необязательно, она видна только вам).
  4. Если нужно сделать несколько возвратов, нажмите кнопку Ещё возврат.
  5. Нажмите Дальше, а затем подтвердите возврат смс-кодом.
  6. Готово — заявка на возврат отправлена. После успешной обработки статус платежа в истории поменяется на Возврат.
Как сделать возврат с 54-ФЗ
В истории у платежей со статусом Успешный платёж рядом с суммой есть стрелка.
Нажмите на неё — откроется блок возврата.
Переключателем выберите, как сделать возврат — по количеству товаров или по сумме.
Возврат по количеству
  1. В блоке возврата выберите «По количеству».
  2. Выберите товары, которые хотите вернуть, и укажите количество — сумма возврата посчитается автоматически.
  3. Если нужно, укажите причину возврата. Это не обязательно — покупатель её не увидит, она отображается только в личном кабинете в разделе Возвраты.
  4. Нажмите Дальше, а затем подтвердите возврат смс-кодом.
  5. Готово — заявка на возврат отправлена. После успешной обработки статус платежа поменяется на Возврат или Частичный возврат.
Возврат по сумме
  1. В блоке возврата выберите «По сумме».
  2. Выберите товары, которые хотите вернуть, и укажите сумму: всю — для полного возврата, часть суммы — для частичного.
  3. Если нужно, укажите причину возврата. Это не обязательно — покупатель её не увидит, она отображается только в личном кабинете в разделе Возвраты.
  4. Выберите, что напечатать в чеке — от этого зависит, какие данные получит ваша онлайн-касса и какой чек сформирует.
    Сделали скидку на товар — онлайн-касса сформирует чек прихода и чек возврата. Количество товара в чеках останется прежним, а стоимость каждого товара в чеке уменьшится (скидка распределяется поровну между всеми позициями в чеке).
    Это подходит, если клиент по факту не возвращает товар, но вы по какой-то причине хотите компенсировать ему часть суммы.
    Пример.Клиент купил 10 стульев, цена каждого — 1 000 рублей. При получении товара он нашёл дефект на одном из стульев, и вы договорились, что компенсируете 100 рублей от его стоимости.
    Для этого при возврате в личном кабинете вы выбираете «Сделали скидку на товар» и вводите сумму возврата. Она равна скидке — 100 рублей.
    ЮKassa сделает скидку по 10 рублей на все 10 стульев — таким образом, общая скидка составит 100 рублей. В чеке возврата будет указан возврат на всю сумму — 10 стульев по 1 000 рублей. В чеке прихода все позиции будут указаны с учётом скидки — 10 стульев по 990 рублей.
    Заменили товар более дешёвым — онлайн-касса сформирует чек возврата на старый товар. Чек прихода на новый товар вам нужно будет пробить вручную в вашей онлайн-кассе, иначе он не уйдёт в ФНС.
    Это подойдёт, если покупатель хочет обменять один товар на другой — более дешёвый.
    Пример.Клиент купил 10 стульев, но потом захотел обменять один стул на табурет.
    Для этого при возврате в личном кабинете вы выбираете «Заменили товар более дешёвым» и вводите сумму возврата — в нашем случае это стоимость одного стула, который вернёт клиент.
    ЮKassa создаст чек возврата (если в первом чеке прихода было несколько товаров, они все будут указаны в чеке возврата, независимо от суммы). Вам нужно будет самостоятельно пробить чек прихода на 1 табурет и 9 стульев.
    Если нужно обменять на более дорогой, этот вариант не подходит — выберите «Вернули товар», оформите возврат и пробейте другой товар отдельным чеком.
    Вернули часть товара — онлайн-касса сформирует все необходимые чеки, сумма скорректируется с учетом скидки.
    Подходит, если покупатель вернул какой-то товар из чека и нужно сделать частичный возврат.
    Пример.Клиент купил 10 стульев, стоимость каждого — 1 000 рублей. Затем один стул он решил вернуть.
    Для этого вы при возврате в личном кабинете выбираете «Вернули часть товара» и делаете возврат на 1 000 рублей.
    ЮKassa создаст чек возврата на все позиции (10 стульев по 1 000 рублей) и чек прихода на оставшееся количество стульев (9 стульев по 1 000 рублей).
    Вернули весь товар — онлайн-касса сформирует чек на всю сумму возврата. Этот вариант выбирается автоматически, если вы указываете к возврату всю сумму.
  5. Когда всё заполните, нажмите Дальше, а затем подтвердите возврат смс-кодом.
  6. Готово — заявка на возврат отправлена. После успешной обработки статус платежа поменяется на Возврат или Частичный возврат.
Как проверить, прошел возврат или нет
Все ваши заявки на возвраты хранятся на странице со списком заявок. Чтобы проверить статус заявки, обновите эту страницу. В случае успешного возврата статус изменится. Если с заявкой что-то пошло не так, под ней появится сообщение об ошибке.
Или найдите нужный платёж в истории по номеру платежа (он есть в заявке). При успешном возврате у него изменится статус и появится история операции.
Обычно возвраты проходят за несколько секунд. Но список платежей может обновиться не сразу: подождите минут двадцать, а потом проверяйте.
Отменить заявку на возврат нельзя. Если вы отправили заявку и возврат возможен, деньги вернутся пользователю.
Комиссия при возврате
Комиссию за возврат вы не платите — только за успешный платёж. Если вы возвращаете деньги покупателю, в некоторых случаях платите комиссию за платёж, а в некоторых нет. Это зависит от вашего способа подключения (его можно посмотреть в личном кабинете, в настройках), от времени и способа проведения возврата.
Возврат по платёжному поручению
В этом случае ЮKassa уже взяла комиссию за успешный платёж, эта комиссия вам не возвращается. Отдельной комиссии за возврат нет. Покупатель получит ровно ту сумму, которую вы укажете в платёжном поручении для возврата.
Способ подключения HTTP-протокол, Email-протокол, Готовое решение (на протоколе HTTP)
Если вы делаете возврат в день оплаты (по протоколу или в личном кабинете), комиссии нет. Платёж просто отменяется.
Если вы отправляете возврат позже (после 0:00 мск), то платите комиссию как за успешный платёж.
Способ подключения API или Готовое решение (на протоколе API)
Платежи по API проходят в две стадии: сначала вы создаёте платёж, а потом его подтверждаете или отменяете (по API или в личном кабинете). Подробнее в документации
Если вы не подтвердили платёж, можно просто его отменить: комиссии нет.
Если платёж уже подтверждён, можно сделать возврат, но комиссия за платёж спишется и вам уже не вернётся.
Если вы отправляете платежи с автоматическим подтверждением, отменить их не получится. Вам доступны только возвраты.
Подробные условия возвратов для «Заплатить по частям» — в юридических правилах ЮKassa.