Маркировка товаров 2023
С каждым годом перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке, расширяется. В 2023 году в этот список попало еще несколько категорий товаров. Расскажем подробно, зачем нужна маркировка, как ведется торговля маркированными товарами и что изменилось в законодательстве в 2023 году.
Маркировка — это присвоение цифрового кода Data Matrix каждой единице товара. По идентификатору можно получить всю информацию о продукции: кто ее произвел, что входит в состав, какой срок годности. Маркировка позволяет контролировать движение товаров и исключает риск попадания на рынок контрафактов.
Коды может генерировать только оператор системы «Честный знак». Чтобы получить код, производитель или импортер должен подать заявку, представить документы и только потом получить идентификатор. Подделать код или использовать его повторно нельзя. В момент продажи кассир сканирует товар и через онлайн-кассу информация о продаже поступает в систему «Честный знак». Программа автоматически списывает позицию с остатков и выводит ее из оборота. Если клиент решил вернуть товар, то продавец должен еще раз отсканировать Data Matrix и провести возврат. Позиция вернется в оборот, и ее можно будет продать снова (исключение — возврат по причине брака, тогда товар списывается).
«Честный знак» — система, в которой должны быть зарегистрированы все участники товарооборота: производители, оптовики, розничные продавцы. Ее задача — повысить уровень безопасности потребителей, защитить их от подделок и контрафакта на рынке.
Для потребителей есть бесплатное мобильное приложение «Честный знак». Его можно установить на смартфон и отсканировать Data Matrix на любом товаре. Если информация о продукции есть в системе, значит, перед вами не подделка, а качественный товар.
Национальный каталог товаров создан по распоряжению Правительства №791-р. Это часть системы «Честный знак». Цель создания каталога — собрать максимальную базу товаров, которые продаются в России, дать потребителям полные сведения об этих товарах и тем самым защитить от подделок и фальсификатов.
Сейчас в каталоге собраны десятки тысяч наименований. База постоянно пополняется новыми товарами. У каждой позиции своя карточка с подробным описанием свойств и характеристик. Бесплатный каталог доступен всем участникам товарооборота.
До 2023 года обязательной маркировке подлежали меховые изделия, табачная продукция, лекарства, обувь, автомобильные шины, фотоаппаратура, товары легкой промышленности, парфюмерия и бутилированная вода. В 2023 году перечень расширился. При этом отдельные категории товаров должны маркироваться уже сейчас, по другим правила вступят в силу в другие сроки. С 1 февраля должны маркировать продукцию все производители и продавцы кресел-колясок. С 1 марта действие закона распространяется на велосипеды и велосипедные рамы. Поэтапно вводится маркировка на пиво и слабоалкогольные напитки. С 1 апреля начали маркировать пиво в кегах. С 1 октября 2023 года начнут ставить коды на пиво в полимерной и стеклянной упаковке. С 15 января 2024 года начнется маркировка пива в других тарах.
До осени 2023 года в системе «Честный знак» должны будут также зарегистрироваться производители, импортеры и продавцы биологически активных добавок, безалкогольных напитков, детской воды, антисептиков для рук.
Весь перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, указан в распоряжении Правительства №792-р.
Эксперимент по маркировке молочной продукции начался в 2019 году. Ранее продукцию животного происхождения (в том числе молоко) уже начали контролировать в другой государственной системе — «Меркурий». Зачем тогда нужна дополнительная проверка? Дело в том, что «Меркурий» отслеживает путь сырья, а «Честный знак» — путь готового продукта.
Производители и импортеры маркируют молочную продукцию с 2021 года. С 1 декабря 2023 года маркировка станет обязательной для других участников молочного рынка: фермеров, КФХ, СПК. С 1 июня 2025 года будет введен поэкземплярный учет молока и произведенной из него продукции со сроком хранения больше 40 суток. Кроме того, все производители, импортеры, продавцы будут обязаны передавать данные о выводе продукции из оборота.
Как маркируют молочную продукцию
Производитель наносит на готовый продукт код Data Matrix и подает в систему «Честный знак» сведения о вводе позиции в оборот (цифровой код размещают на упаковке или на крышке ПЭТ-бутылки). Дистрибьютор подтверждает получение и отправляет продукцию дальше — розничному продавцу (получение регистрируют через программу ЭДО). В розничном продовольственном магазине принимают каждую позицию и отправляют подтверждение через ЭДО. Когда молоко, сыр, сливки, творог сканируют на кассе и отдают покупателю, система автоматически списывает остатки со склада. Оператор ОФД передает данные в «Честный знак».
Для приемки маркированной продукции участнику рынка потребуется оборудование для сканирования марок, регистрация в системе маркировки и подключение к ЭДО. Чтобы настроить электронный документооборот, воспользуйтесь сервисом ЮKassa. Вы сможете отправлять отчеты в налоговую и другие госорганы, обмениваться с контрагентами договорами и спецификациями за несколько минут. Не тратьте время и деньги на услуги почтовой службы. Программа ЭДО позволяет отправлять и получать подписанные документы за пару кликов.
Маркировку используют для идентификации. Информация зашита в двухмерный код Data Matrix. Код выдает оператор системы «Честный знак». Каждый производитель или импортер подает заявку на генерацию кода, а затем наносит полученный Data Matrix на товар — так сведения о позиции поступают в базу данных. Стоимость одного кода — 50 коп. (исключение — ряд лекарственных препаратов, генерация кода для них стоит до 20 руб.).
Какие требования предъявляют к маркировке:
- разборчивость и чёткость;
- контрастный цвет по отношению к упаковке;
- устойчивость к перепадам температур, влажности, механическим воздействиям и другим неблагоприятным факторам;
- сохранность кода на протяжении всего срока годности товара.
В Data Matrix могут содержаться разные сведения. Но их должно быть достаточно, чтобы потребитель понял, как использовать товар. Не допускается двоякое толкование: текст должен быть простым и однозначным. К примеру, маркировка пищевой продукции содержит следующие данные:
- наименование;
- объём и вес;
- состав;
- дата производства;
- срок годности;
- пищевая ценность;
- рекомендации по хранению или приготовлению;
- информация о производителе.
Все требования к маркировке товаров указаны в Распоряжении Правительства №2963-р.
Чтобы подключиться к системе маркировки, участник рынка должен зарегистрироваться в системе «Честный знак». Нюансы зависят от того, чем именно занимается компания: производством, перепродажей и реализацией товаров конечному покупателю.
Что нужно производителю для маркировки
Производитель должен настроить систему для заказа кодов, ввода товаров в оборот и передачи сведений о продукции в «Честный знак». Для этого предусмотрены специальные платные сервисы. Также нужно подключить ЭДО и приобрести оборудование: принтер для печати этикеток и сканер для считывания кодов.
Производитель заказывает коды Data Matrix, печатает этикетки и наклеивает на товары. Остается отчитаться в системе «Честный знак» о вводе товаров в оборот. После отгрузки с производства нужно дождаться, когда покупатель подтвердит в ЭДО получение продукции. Коды переходят на баланс покупателя (дистрибьютора или оптового поставщика).
Что нужно импортеру для маркировки
Требования те же, что и к производителю. Для работы нужны:
- подключение к системе для заказа марок и отчета о вводе продукции в оборот;
- настройка ЭДО;
- оборудование для печати и считывания кодов.
Импортер заказывает коды и отправляет полученный файл иностранному производителю. Экспортер наклеивает марки и отгружает продукцию. После получения товара в России импортер отчитывается о вводе каждой позиции в оборот.
Что нужно для маркировки розничному магазину
Магазин подключают к ЭДО и к системе маркировки «Честный знак». В торговой точке должны быть сканер и онлайн-касса с обновленной прошивкой (за это отвечает разработчик ПО).
В момент приемки каждый товар сканируется. Если все соответствует накладной, продовольственный магазин подтверждает получение. В случае расхождений составляется соответствующий акт. Продукция выставляется на витрину. На кассе продавец еще раз сканирует товар. Данные о каждом отсканированном коде автоматически передаются в систему «Честный знак» через оператора ОФД. Товар выводится из оборота.
Что нужно для маркировки общепиту
Заведения общественного питания должны зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подключиться к ЭДО. Руководитель или другое ответственное лицо получает усиленную квалифицированную электронную подпись. Из оборудования нужен сканер для считывания кода и онлайн-касса.
Когда кафе или столовая продают молоко либо воду в закрытой упаковке, то продавец на кассе просто считывает код и товар автоматически выводится из оборота. Если вода или молоко требуются для приготовления блюд, то товары выводят из оборота в течение трех дней после распаковки. В этом случае используется формулировка «для собственных нужд».
Все участники товарооборота должны соблюдать правила работы с маркировкой. За нарушение грозит административная или уголовная ответственность:
Вид нарушения | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
На товаре нет кода Data Matrix (за исключением табачной продукции) | Штраф 5‒10 тыс. рублей для должностных лиц, 50‒300 тыс. рублей для ИП и юрлиц | |
На табачной продукции отсутствует код маркировки | Штраф 30‒50 тыс. рублей для должностных лиц, 300‒500 тыс. рублей для ИП и юрлиц (или до 1 млн рублей за особо крупные размеры) | Лишение свободы на срок до пяти лет |
Сбыт продукции с поддельными кодами | Штраф до 300 тыс. рублей | Лишение свободы на срок до трех лет |
Нарушение правил работы с системой «Честный знак» (несвоевременная передача данных, ошибки в документации) | Штраф 1‒10 тыс. рублей для должностных лиц, 50‒100 тыс. рублей для ИП и юрлиц |
В 2023 году список товаров, подлежащих обязательной маркировке, пополнился новыми категориями. Это значит, что постепенно маркировать будут все товары, представленные на рынке. Процесс контролируется системой «Честный знак». Продукция, подлежащая маркировке, указана в Национальном каталоге товаров. За маркировку отвечает производитель или импортер. Остальные участники рынка действуют по цепочке: принимают продукцию по кодам и продают конечному потребителю.