ЭЦП для маркировки товаров
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — зашифрованный код, который подтверждает подлинность документа. ЭЦП помогает отказаться от бумажного документооборота и подписывать договоры, счета и т. д. за несколько секунд онлайн.
Сейчас электронную подпись используют не только в ЭДО, но и для маркировки товаров. Это процесс нанесения на товар QR-кода или встраивания чипа, который позволяет отследить ход изготовления и транспортировки продукта, его состав, срок годности и т. д. В России с маркировкой работает система «Честный знак».
Разберемся, как получить ЭЦП для работы в системе, кому делать это обязательно и какие документы потребуются.
«Честный знак» — система маркировки, разработанная Центром развития современных технологий. Создатели заявляют, что они помогают сделать процесс производства и транспортировки товара честным и прозрачным для потребителя, защитить его от подделок.
Система генерирует коды, который производитель размещает на упаковке каждой единицы товара. Стоимость одного — 60 копеек. Исключения делают только для жизненно важных лекарств стоимостью до 20 рублей. Их маркировка бесплатна.
На каждом этапе транспортировки, при доставке магазин и покупке код сканируют. Информация передается в реестр, и можно отследить, как долго везли продукт для супермаркета, сколько он лежал на полке и т. д.
Все коды вносятся в единый каталог, и покупатель может вбить номер с упаковки и узнать состав, срок годности и другие данные товара, который он держит в руках.
Без ЭЦП в «Честном знаке» работать не получится. Поэтому подпись должны получать продавцы, изготовители и дистрибьюторы товаров, подлежащих по закону обязательной маркировке. Это:
- табачные изделия;
- шубы и меховые изделия;
- лекарственные препараты;
- фотоаппараты и вспышки;
- парфюмерия;
- обувь;
- шины;
- одежда и текстильные изделия;
- молоко и производная продукция;
- бутилированная вода;
- пиво и слабоалкогольные напитки;
- биологически активные добавки;
- антисептики;
- инвалидные кресла.
Новые категории товаров для маркировки добавляют каждый год. Сейчас настраивают процесс для красной и черной икры, велосипедов, изделий из титана и техники для реабилитации. Скорее всего, обязательную маркировку этих товаров введут в 2024 году.
За отсутствие маркировки на товарах из списка штрафуют производителей и продавцов:
- ИП на 5‒10тысяч рублей;
- юридических лиц на 50‒300 тысяч рублей.
Есть три вида ЭЦП:
- Простая. Это авторизация на сайте с логином и паролем, подтверждение кодом из СМС или письма. Такая подпись нужна, чтобы совершать покупки в интернете, заказывать услуги. Для работы с документами она не подойдет, потому что ее легко взломать.
- Неквалифицированная. Такая ЭЦП создается с помощью программ шифрования и используется для документооборота внутри компаний.
- Квалифицированная (КЭП). Зашифрованная подпись, которую подтверждают сертификатом ФСБ. Это самый надежный вариант, потому что для защиты к ней добавляют штамп времени, он показывает действительность ЭЦП на дату подписания документа, данные руководителя.
Для работы в «Честном знаке» подойдет только квалифицированная подпись.
Руководителям компаний и ИП подпись выдают только при личном визите в налоговую. Не все офисы занимаются ЭЦП, посмотреть список и выбрать ближайший можно на сайте Налоговой службы.
С собой в отделение нужно взять токен для записи ключа. Это устройство, похожее на флешку, но прошедшее проверку безопасности ФСБ или ФСТЭК. Продаются они в удостоверяющих центрах или напрямую у производителей.
В налоговой проверят личность обратившегося, запишут ЭЦП на токен и выдадут лицензионный ключ для программы КриптоПро. Без нее пользоваться подписью не получится.
Сотрудникам ИП и фирм КЭП выдают удостоверяющие центры. Их список есть на сайте Министерства цифрового развития. Оформление подписи через такие организации платные, около 2 тысяч рублей за ключ. Также потребуется купить токен для каждого сотрудника.
Руководителям и ИП для получения подписи достаточно взять с собой:
- сертификат соответствия токена. Его выдадут при покупке;
- паспорт;
- СНИЛС.
Предварительно нужно подать заявление на выдачу ЭЦП. Это делают в личном кабинете на сайте налоговой.
Список документов для сотрудников больше:
- заявление;
- паспорт, ИНН и СНИЛС;
- выписка из ЕГРЮЛ.
Также потребуется сделать доверенность по форме из приказа № ЕД-7-26/445 от 30.04.2021. Это специальный образец, который сможет прочитать компьютер.
В первую очередь нужно правильно настроить компьютер для работы с КЭП. Для этого установить программу КриптоПро, драйверы Рутокен и расширение для работы с ЭЦП в браузере.
Если все сделать правильно, «Честный знак» распознает наличие подписи автоматически. При регистрации в выпадающем списке «Электронная подпись» останется выбрать «КЭП генерального директора». После этого можно начинать работу в системе.
КЭП выдают на год, затем ее нужно обновить в налоговой или удостоверяющем центре. Если замена внеплановая (сломался или потерялся токен, изменились реквизиты организации), пишут заявление на перевыпуск сертификата и оформляют новую подпись.
Обновить данные в «Честном знаке» можно по кнопке «Восстановить доступ» на странице авторизации. В открывшемся окне нужно выбрать «Добавление нового сертификата УКЭП».
Квалифицированную подпись через налоговую должны получать производители, продавцы и дистрибьюторы товаров с обязательной маркировкой. Без ЭЦП не получится выполнить требования закона и придется заплатить штраф до 300 тысяч рублей.
Подпись записывают на токен в налоговой или удостоверяющих центрах. Если правильно настроить компьютер для работы с КЭП, она автоматически будет доступна и для работы в «Честном знаке».